Линки доступности

Спасибо Эдуарду Успенскому за наше счастливое детство


Эдуард Успенский

Умер любимый детский писатель России

«Вот какой я был горячий, а сейчас уже лежачий. Надоело мне лежать. Все, бежать, бежать, бежать».

Эти очень хармсовские по духу ироничные строчки Эдуард Успенский поместил примерно год назад на Фейсбуке. Очевидно, ему очень надоело болеть. Он сражался за свою жизнь, пытаясь перехитрить роковую болезнь. У него был рак желудка. Многолетнюю битву с онкологией, которую писатель вел и в родных пределах, и в Германии, он проиграл. В августе вернулся после очередного тура лечения в Баден-Бадене. Умер в своем доме в Пучково (Новая Москва) на 81-м году жизни.

Как сообщили информагенства, прощание с писателем состоится в субботу, 18 августа в Центральном доме литераторов (ЦДЛ), а похоронен он будет на Троекуровском кладбище.

Всенародное прощание не дожидалось команды и началось в социальных сетях сразу же, как в Интернете распространилась эта скорбная новость.

Пожалуй, это тот редкий случай, когда горячая и нежная любовь к творчеству писателя объединяет самых разных людей, независимо от их социальной принадлежности, этничности и уровня образования.

Названия его книжек и имена его героев служат своего рода безошибочным паролем, открывающим душу каждого из нас.

Как говорит один из самых любимых персонажей Успенского, «Усы, лапы и хвост – вот мои документы».

А как выделить самого-самого любимого героя, созданного Успенским?

Чебурашка, дядя Федор, кот Матроскин, почтальон Печкин, пес Шарик, старуха Шапокляк, крокодил Гена... А еще, конечно, уморительный дуэт сыщиков из комедии «Следствие ведут колобки», сценарий для которой написал Успенский.

Он родился в городе Егорьевске Московской области в 1937 году. Еще страршеклассником он начал писать стихи и рассказы. В 60-70-х годах получил огромную известность благодарям книжкам и пьесам о крокодиле Гене, Чебурашке и их друзьях. Часть из них была написана в соавторстве с Романом Качановым. Чуть позже в сонм детских бестселлеров на все времена добавились «Каникулы в Простоквашино», «Дядя Федор, пес и кот» и другие замечательные книжки. На экране, уже в качестве мультфильмов, героям Успенского сопутствовал невероятный успех, который вряд ли можно с чем-то сравнить. Всего их снято по его сценариям около шестидесяти.

Что беспрецедентно, герои Успенского и их уморительные и трогательные приключения оказались легко «конвертируемы» для юных читателей и зрителей в других странах мира. Его книги издавались на десятках иностранных языков. В некоторых странах, например, в Японии, Чебурашку, так сказать, усыновили, и ушастый гость из России стал одним из любимых персонажей японских детей.

В начале 2000-х жизнь писателю усложнили судебные разборки в США, Японии и других странах, где он вступился за свои авторские права. Успенский считал, что его обманывают и обсчитывают посредники и дистрибюторы, эмоционально упирал на свои права как автора, нередко отказывая в них своим коллегам. Так что установить и отстоять истину оказалось непросто. Положим, Чебурашку придумал Успенский, но канонический облик тот получил в фильме Романа Качанова, где его нарисовал художник-мультипликатор Леонид Шварцман. Да еще студия «Союзмультфильм», сотрясавшаяся в те годы от реорганизаций и скандалов, добавляла напряженности в череду конфликтов, которые, конечно же, портили кровь Успенскому, да и не только ему.

Вы о чем-нибудь жалеете в жизни? – спросил Успенского корреспондент «Российской газеты» в конце прошлого года. «Были крупные ошибки, о них жалею, но это скорее не ошибки - это судьба, – ответил он. – Жалею, что был очень суров со своими друзьями. Кто-то вступил в партию, и я вычеркивал этого человека из рядов друзей навсегда. Или поступок совершил какой-то нехороший – я не прощал, а нужно было прощать».

«Гарантийный человечек умер. Гарантия больше не действует, – пишет о нем публицист Александр Архангельский, вспоминая книжку Успенского о маленьких человечках, живущих внутри приборов механизмов и ремонтирующих их в период действия гарантии. – Познакомились мы в 1985 году, 33 года назад. И тогда было ясно, и потом становилось лишь яснее, что по характеру, по складу личности он – веселый авантюрист. Что потом подтверждалось не раз. Особенно ярко на Гаванской книжной ярмарке, когда его с трудом отговорили выступать в майке с надписью Че-Бурашка. Это был авантюризм свободы, о которой, по сути, – все его лучшие книги».

«Особенный, ни на кого не похожий талант, - пишет в Фейсбуке режиссер Московского еврейского театра «Шалом» Александр Левенбук – У него не было почетных званий, но он был самым популярным детским писателем в истории нашей страны. Начинал Эдик как эстрадный автор, писал для Лившица-Левенбука и других артистов эстрады вместе с Феликсом Камовым. Потом стал всемирно известным писателем... Эдуард Николаевич не раз помогал нашему театру и, как полагается высшему уровню благотворительности, никогда об этом не говорил.

Прощай, дорогой друг. Спасибо тебе за все, что ты написал, и за дружбу. Твои произведения пережили тебя и переживут нас».

Уважаемые посетители форума, пожалуйста, используйте свой аккаунт в Facebook для участия в дискуссии. Комментарии премодерируются, их появление на сайте может занять некоторое время.

XS
SM
MD
LG