Линки доступности

«Зеленая книга», «Звезда родилась» и другие фавориты сезона наград


«Звезда родилась». Кадр из фильма Courtesy photo

Торонтский кинофестиваль проторил дорогу для оскаровской гонки

Вторая половина сентября – привычное время для начала того, что кинокритики называют Oscar buzz, то есть предоскаровской шумихи, лавины прогнозов и догадок относительно того, кто станет фаворитом ежегодного сезона наград. Традиционным трамплином для этой кампании послужил международный кинофестиваль в Торонто (TIFF), который на днях завершил свою работу. Из примерно трехсот показанных на нем фильмов наибольшие шансы выйти в лидеры у полудюжины лент. Из них большая часть – продукция американской киноиндустрии.

Диалектика зрелищности

Самым ожидаемым фаворитом, по мнению экспертов, стала музыкальная love story «Звезда родилась» (A Star is Born). Главных манков в ней два. Это Брэдли Купер, один из самых обаятельных и харизматичных актеров нового Голливуда. Он в этом проекте не только сыграл главную роль кумира музыки кантри, выходящего в тираж из-за пристрастия к алкоголю, но и впервые в своей карьере попробовал свои силы в кинорежиссуре. И второй магнит, возможно, посильней первого, – дебют в качестве актрисы скандальной и загадочной мега-звезды, известной под артистическим псевдонимом Леди Гага.

Это уже третий римейк классического голливудского сюжетного стандарта, впервые экранизированного в 1937 году. Фактически Купер взял за основу самую известную версию – мюзикл 1976 года с Барброй Стрейзанд и Крисом Кристофферсоном. Обозреватели ведущих киноизданий отмечают талант и мастерство Брэдли Купера и Леди Гаги, безусловную «химию» между ними и выразительный саундтрэк, в котором представлены не только образцы музыки кантри, но и хард-рок, и эстрадный мейнстрим.

Авторитетный критик Оуэн Глейберман назвал эту ленту в журнале Variety «непреходящим голливудским фильмом». Стефани Захарек из Time особенно впечатлила уверенная режиссура Купера, кроме того, она назвала игру Леди Гаги «сногсшибательной». «Мы знали, что Леди Гага умеет играть как актриса, но здесь она копнула гораздо глубже, чем все думали», – замечает Дэвид Фиар в журнале Rolling Stone.

Студия Warner Bros. планирует выпустить фильм «Звезда родилась» на американские экраны 5 октября. В России релиз намечен на день раньше.

Если об оскаровских шансах римейка про влюбленных музыкальных звезд buzz распространился уже давно, то статус фаворита картина «Зеленая книга» (Green Book) получила непосредственно после мировой премьеры в Торонто. Лента получила там премию зрительских симпатий People’s Choice Award, единственную обладающую реальной значимостью на этом программно неконкурсном смотре. Это и не удивительно: за последние десять лет все обладатели этой награды вошли в число оскаровских номинантов.

«Зеленая книга». Кадр из фильма Courtesy photo
«Зеленая книга». Кадр из фильма Courtesy photo

Большинство критиков причислили ленту режиссера-комедиографа Питера Фаррелли к crowd pleasers, то есть к приятному зрелищу для широкой публики, затрагивающему при этом серьезнейшие социальные проблемы, в первую очередь, расизм. Действие происходит в 1962 году. Звезда прошлогоднего оскаровского фаворита «Лунный свет» Махершала Али играет классического афроамериканского пианиста, интеллектуала и сноба, который нанимает шофером для гастрольной поездки по американскому Югу простоватого италоамериканца из Бронкса в искрометном исполнении Вигго Мортенсена.

Уподобив дуэт Али и Мортенсена «красивой музыке», обозреватель журнала Vanity Fair Ричард Лоусон пустился в размышления относительно возможного оскаровского расклада. Кого предложит в главную актерскую категорию студия Universal – Али или Мортенсена? А может, обоих? Не исключен вариант, пишет Лоусон, что роль Али предложат включить в категорию «лучший актер второго плана», но тогда студию могут обвинить в расовой несправедливости, ведь фактически обе роли главные. «Будет интересно узнать, каким образом и сможет ли в принципе решить эту головоломку Universal», - замечает обозреватель Vanity Fair.

«Зеленую книгу» выпускают в прокат США 21 ноября. В России релиз намечен на начало будущего года.

Спор о флаге

Студия Universal спешно включила «Зеленую книгу» в свой главный оскаровский актив наряду с уже нашумевшим кандидатом, драмой о легендарном американском астронавте Ниле Армстронге «Первый человек» (First Man, русское прокатное название «Человек на Луне»).

«Первый человек» это классический байопик о герое покорения космоса – смелом, порядочном и скромном. На роль Армстронга режиссер Дэмиен Шазелл пригласил Райана Гослинга, сыгравшего в его предыдущей картине «Ла-ла-лэнд» главную роль.

Дайан Дабровска пишет на сайте Cinema Scope: «Космическое путешествие Армстронга становится средством эмоционального раскрепощения и фоном для глубоко личной, универсальной истории, связанной с психологической травмой». Речь идет о трагической смерти его дочери Карен, умершей от рака в три года.

Отринув патриотические шаблоны предыдущих голливудских фильмов, героизировавших космическую гонку с русскими, Шазелл крепким узлом связал научно-практическую миссию Армстронга и его коллеги по полету Базза Олдрина с переживаниями по поводу личной утраты астронавта.

«Шазелл снял безупречно мастеровитую картину, – отмечает Брайан Бишоп, обозреватель сайта The Verge, - очень тонко детализированную и передающую опасности и угрозы столь убедительно, что кажется так о космической программе 60-х еще не снимали».

Этой концепцией, отвергающей пафос внешней героизации, Шазелл объясняет тот факт, что в его фильме нет канонического эпизода установки флага США на поверхности Луны (кадр с уже установленным флагом в фильме есть). За это его подвергли критике ряд консервативных обозревателей. Свое осуждающее мнение выразил через Twitter и президент Трамп. Впрочем, как и хвала, так и хула лишь усиливают интерес зрителя к фильму, о котором столь много и горячо спорят.

В США фильм «Первый человек» выходит 12 октября, в России – днем раньше.

Женский триллер

Большие ожидания связывались с премьерой в Торонто нового фильма оскаровского лауреата Стива Маккуина «Вдовы» (Widows). И в некоторых рецензиях звучит нота удивления: от Маккуина ждали несколько иное кино. Фильм, хотя и затрагивает тему расизма, очень далек по материалу и его стилистике от жесткой правдивости полемической ретродрамы «12 лет в рабстве», ставшей триумфатором «Оскаров» несколько лет назад.

«Вдовы» – история попытки группы женщин ограбить банк. Они взялись за оружие после того, как их мужья погибли при неудачном налете.

«... Маккуин превращает жанр триллера в широкомасштабное исследование расового неравенства и расовой политики», - пишет Джейк Койл, аналитик агентства AP. Сам режиссер признался, что его вдохновляли «Крестный отец» Копполы и «Чайнатаун» Поланского.

«Вдовы» выходят в прокат США 16 ноября, в России – 22 ноября.

Из неамериканских лент критики, анализировавшие программу Торонто, выделили авторское ретро мексиканца Альфонса Куарона «Рома», получившее на кинофестивале в Венеции главную награду «Золотой Лев». С одной стороны, это изысканный арт-фильм, снятый на черно-белую пленку в документальной манере. С другой – за производство отвечал стриминговый гигант Netflix, которая готовит широкий релиз фильма в режиме онлайн и не скупится на рекламу. В США фильм выйдет в кинотеатры 14 декабря.

Среди документальных новинок многие указывают на новый фильм бунтаря и журналиста-расследователя Майкла Мура «Фаренгейт 11/9» (Fahrenheit 11/9) как на главного претендента на «Оскара» в соответствуюшей категории. В нем Мур пытается разобраться в причинах нынешнего политического раскола Америки, подвергая критике как республиканцев, так и демократов. Фильм выходит в американский прокат 21 сентября. Согласно данным сайта КиноПоиск, ни у фильма Куарона, ни у фильма Мура пока нет российских прокатчиков.

Уважаемые посетители форума, пожалуйста, используйте свой аккаунт в Facebook для участия в дискуссии. Комментарии премодерируются, их появление на сайте может занять некоторое время.

XS
SM
MD
LG