Линки доступности

«Неизвестный солдат»: в войне нет победителей


«Неизвестный солдат». Кадр из фильма

Финский блокбастер о войне увидят в США, но не в России

Финский писатель Вяйне Линна участвовал в советско-финской войне. Личное восприятие войны отражено в его самом известном романе «Неизвестный солдат», изданном в 1954 году. Третья по счету киноадаптация этой книги, ставшая в Финляндии самым коммерчески успешным фильмом в прокате за всю историю, выходит в эти дни в США на видеоносителях и на основных стриминговых платформах, включая iTunes и Amazon.

Фильм режиссера Аку Лоухимиеса (Aku Louhimies) был номинирован на 11 премий финского «оскара» Jussi и получил пять этих наград. В национальном прокате он заработал рекордную сумму в 14 млн евро.

Мировая премьера «Неизвестного солдата» (Unknown Soldier) прошла на международном кинофестивале Black Nights в Таллинне.
Фильм прослеживает военные будни нескольких финских солдат-пехотинцев на протяжении трех лет «Войны-продолжения». В Финляндии «Войной-продолжением» называют участие этой страны на стороне гитлеровской Германии в войне против СССР в 1941-1944 годах.

Продолжением она является по отношению к гораздо более известной Зимней войне 1939-1940 гг. Война с Советским Союзом кардинально изменила судьбы главных героев фильма и их однополчан, оставив трагический след в сознании всей финской нации.

Кинорежиссер и сценарист Аку Лоухимиес родился в 1968 году в Хельсинки. Изучал историю в Хельсинкском университете, окончил Высшую школу искусств, дизайна и архитектуры. Начинал кинокарьеру короткометражными и документальными лентами и музыкальными клипами, Сделал несколько эпизодов телесериалов.

Аку Лоухимиес на съемках
Аку Лоухимиес на съемках

Первый полнометражный фильм «Неприкаянный» он снял в 2000 году. Известность ему принесли фильмы «Вечная мерзлота», «Голая бухта», «Витая в облаках», «Восьмой шар», и, конечно, «Неизвестный солдат».
C режиссером Аку Лоухимиесом по Скайпу побеседовал корреспондент Русской службы «Голоса Америки».

Олег Сулькин: В Финляндии роман «Неизвестный солдат» уже был дважды экранизирован, в 1955 и 1985 годах. Что побудило вас взяться за новую адаптацию?

Аку Лоухимиес: Мой сын-подросток. В школе они проходили эту книгу, она ему понравилась. Он мне об этом сказал. Его поколение не видело уже сделанные экранизации. Первая была чем-то вроде комедии. Тогда были еще живы участники войны. Мне захотелось сделать более реалистичный фильм, проникнутый идеей пацифизма. В войне все страдают, все жертвы. Никто не возвращается домой прежним человеком. Я говорю о живых, об уцелевших, остальные возвращаются в гробах, а есть еще те, кто пропадает на войне без вести.

О.С.: Как изменилось восприятие «Войны-продолжения» в финской массовом сознании за последние десятилетия?

А.Л.: Новое поколение не очень хорошо знает национальную историю. Мои бабушки и дедушки жили во время войны. Мои дети этого ничего не видели. Для меня тема войны имеет универсальный гуманистический смысл.

О.С.: Это крупномасштабная постановка – разные локации, крупные батальные сцены, множество статистов. Что для вас оказалось самым сложным за все время работы – с создания сценария до стадии постпродакшн?

А.Л.: Сделать хороший фильм – всегда вызов. Мы начали работать над сценарием с моим соавтором (драматург Яри Рантала) примерно десять лет назад. Я давно мечтал о таком проекте – большом военном фильме в духе «Войны и мира», о людях, которые попадают в сложные катаклизмы истории, будучи не властны над своей судьбой. Собрать бюджет такого фильма в такой стране, как Финляндия, было очень непросто. Съемки в лесной зоне, в холодное зимнее время, тоже дело непростое. Актерам пришлось пройти через тренировочный лагерь в лесу, где они осваивали оружие той эпохи, вживались в образы своих героев. Актеры по собственной воле не возвращались после съемочного дня в гостиницу, они оставались в походных палатках - и летом, и зимой. Конечно, это не касалось моей единственной русской актрисы Дианы Пожарской, сыгравшей девушку Веру, - она возвращалась в гостиницу. Уверен, в будущем Диана станет большой кинозвездой.

О.С.: Сцена форсирования озера под жестоким обстрелом напомнила мне эпизод высадки на берегу в самом начале американского фильма «Спасти рядового Райана» Спилберга, а поединок финского солдата и советского танка вызвал в памяти аналогичный эпизод классического советского фильма «Баллада о солдате» Чухрая. Видели ли вы эти картины, вдохновлялись ли ими?

А.Л.: Конечно, видел. Я пересмотрел много русских фильмов о войне, а вот самое сильное впечатление оставил фильм Климова «Иди и смотри».

О.С.: В финской армии 40-х годов, как вы это показываете в фильме, похоже, хромала дисциплина и процветала вольница. Солдаты спорят с офицерами, огрызаются, не выполняют приказы в боевых условиях, в том числе приказ идти в атаку. Это немыслимо в советской армии, где наказание за подобные действия было быстрым и суровым. Связано ли это с тем, что большинство финских солдат – фермеры, сельские жители с их особым менталитетом?

А.Л.: Да, это важный фактор. Важно еще то, что в Финляндии иерархическая субординация никогда не играла большую роль. Все примерно равны друг другу, понимаете? Финский буржуа мало чем отличался от рабочего и крестьянина. Принятие решения у нас привыкли основывать не на мнении вышестоящего человека, а на здравом смысле, неважно, от кого он исходил. Солдаты были готовы атаковать врага, но не были готовы выполнять глупые и бессмысленные приказы. Советская и германская армии – огромные механизмы, и они, конечно, функционировали по другим принципам.

«Неизвестный солдат». Кадр из фильма
«Неизвестный солдат». Кадр из фильма

О.С.: Главный спорщик с командирами – очень обаятельный и смелый Рокка. У него на все есть свое мнение. При этом он умело воюет, опять же действует часто в одиночку. Его замечательно играет Еэро Ахо. Расскажите, как вы работали с ним и другими исполнителями главных ролей?

А.Л.: Кастинг был легким. Никто не отказывался. Все хотели у нас сниматься. Почему? Наверное, видели мои предыдущие фильмы, и они им понравились.

О.С.: Я читал, что некоторые актеры обвиняют вас в излишней требовательности. Это так?

А.Л.: Мне проще реагировать на критику, когда она звучит в процессе работы над фильмом. Когда меня упрекают после ее завершения, это другое дело.

О.С.: В России, как вы, наверное, знаете, сейчас наблюдается всплеск интереса к военной теме, которую официально трактуют как сугубо «патриотическую». Такая героизация не требует правдивости, это, скорее, создание новой мифологии. А вот интересно, вашу картину в Финляндии упрекали за недостаток патриотизма? Ведь показ финской армии в ней очень далек от комплиментарности.

А.Л.: Напротив, нашлись люди, которые упрекают меня в излишнем патриотизме. Финны гордятся своей страной, своим обществом, где каждый человек может открыто высказывать свои мысли. Наш фильм стал чемпионом популярности в Финляндии. Он собрал рекордно большое число зрителей за всю историю национального кинопроката. Все пошли его смотреть – пожилые и молодые, представители всех политических партий. Понятие патриотизма – разное в больших и малых странах. Зрителям очевидно понравился реализм нашего фильма, его правдивость. В войне нет победителей, все, русские, финны, – ее жертвы. Да, фильм пацифистский, но в то же время он показывает готовность небольшого народа отстаивать свои интересы.

О.С.: Как принимают вашу картину в мире?

А.Л.: Мировая премьера ее прошла в Таллинне. Ее показали в Скандинавии, странах Европы, Китае. Я счастлив, что мой фильм сейчас увидят американцы.

О.С.: А был ли официальный релиз в России?

А.Л.: Ни в прокате, ни на фестивалях в России его не показывали.

Уважаемые посетители форума, пожалуйста, используйте свой аккаунт в Facebook для участия в дискуссии. Комментарии премодерируются, их появление на сайте может занять некоторое время.

XS
SM
MD
LG