Линки доступности

Агрессивное поведение истребителей ВВС России в международном воздушном пространстве может привести к серьезному инциденту

МОСКВА – Истребитель-перехватчик российских ВВС системы СУ пролетел примерно в шести метрах от американского разведывательного самолета Poseidon над нейтральными водами Черного моря. Об этом в пятницу сообщил телеканал NBC со ссылкой на ВМС США в Европе. Инцидент произошел 9 мая, который в России отмечают как День Победы.

В Минобороны РФ не придали большого значения случившемуся, утверждая, что пилот «СУшки» передал так называемый «привет» американскому коллеге. После этого самолет США изменил маршрут, заявили в оборонном ведомстве.

В ответ на запрос «Голоса Америки» в Штабе командования военно-морских сил США в Европе уточнили, что российский истребитель находился на максимально близком расстоянии от американского разведывательного самолета P-8 Poseidon в течении пяти минут.

При этом официальный представитель командования капитан Памела Кунзе (Pamela Kunze) уточнила, что руководитель полетов «счел поведение экипажа P-8A во время инцидента профессиональным и безопасным».

По ее словам, дистанция в 6 метров, на которую приблизился к американскому «разведчику» российский самолет, является «только одним из многих факторов, определяющих безопасность» полета.

Капитан Кунзе подчеркнула, что в ходе анализа подобных инцидентов командование учитывает, кроме дистанции, также скорость, высоту, на которой находились самолеты, «и ряд других факторов».

«Военные самолеты и корабли ВМС США постоянно вступают во взаимодействие с российскими самолетами и кораблями в международных водах, и в большинстве подобных случаев мы находим их действия безопасными и профессиональными», – сказала Памела Кунзе.

Это то, что называется откровенным воздушным хулиганством
Александр Гольц

Это далеко не первый случай подобного рода. По данным The Washington Free Beacon, только в 2015 году произошло пять аналогичных эпизодов, причем однажды Су-27 сблизился с самолетом-разведчиком RC-135U в районе Балтийского моря примерно на такое же опасное расстояние.

Независимый военный аналитик Александр Гольц считает, что действия российского летчика были очень опасны.

«Это то, что называется откровенным воздушным хулиганством, – добавил он в интервью «Голосу Америки». – Причем, я уверен, что это делается явно не по инициативе пилотов, а для показательной демонстрации сильного неудовольствия России тем, что американские разведывательные самолеты летают в международном воздушном пространстве над Черным морем. Пилоты же лишь выполняют приказ».

Это чревато тем, что в какой-то момент действительно может произойти серьезный инцидент, а как реагировать в таких случаях никто толком не знает, пояснил Александр Гольц.

«Ведь, кроме всего прочего, все уже напрочь забыли про опыт «горячих линий», – добавил он. – В принципе, безопасность полетов регламентируется международными соглашениями. Так, существуют подписанные еще в 70-е годы прошлого столетия документы о предотвращении инцидентов на море и в воздушном пространстве. Но они уже также благополучно забыты всеми сторонами».

когда самолеты сближаются на такие маленькие расстояния, то просчитать риски чрезвычайно сложно. Мало того, что скорости огромные, так еще за каждым самолетом идет струя возмущенного воздуха
Вадим Лукашевич

Как представляется эксперту, мир сегодня стоит перед необходимостью экстренной разработки новых мер военного доверия.

«Те, что формально существуют, к сожалению, не работают и являются предметом манипуляции сторон», – констатировал он.

Независимый российский авиаэксперт Вадим Лукашевич также счел опасным сближение, допущенное пилотом российских ВВС.
«Шесть метров – очень маленькая дистанция, – подчеркнул он в комментарии «Голосу Америки». – Это создает предпосылку к серьезному летному происшествию. Если инициатором такого сближения был российский летчик, то это провокация с нашей стороны».

Вадим Лукашевич рассказал, к чему могут привести подобные маневры.
«Первое столкновение (военных самолетов) в воздухе произошло в конце 80-х (1987 год – В.В.), – напомнил он. – Тогда СУ-27 в небе над Баренцевым морем подошел к норвежскому патрульному самолету «Орион» снизу, экипаж «противника» потерял его из виду, и стал, опускаясь, фактически наваливаться на него. СУ-27 попытался выскочить из-под «Ориона», рванул и попал одним из килей под винт».

По словам эксперта, трагедии удалось избежать чудом. Оба самолета получили повреждения, но экипажи не пострадали.

«А закончилось все тем, что в иностранном журнале появились первые фотографии засекреченного СУ-27, причем самого отменного качества – ведь снимали хорошей оптикой метров с десяти, – продолжил он. – Там, что называется, морщины на лице летчика были видны. Насчет судьбы пилота у нас, в КБ Сухого, потом были разные слухи. Его то ли наградили, то ли, наоборот, хорошо ему наваляли за то, что позволил самолет вблизи снять».

По мнению Вадима Лукашевича, лихачество и безрассудство в воздухе ведут к неоправданному риску.

«Здесь, видимо, решили показать, какие мы крутые, – заметил он. – Но когда самолеты сближаются на такие маленькие расстояния, то просчитать риски чрезвычайно сложно. Мало того, что скорости огромные, так еще за каждым самолетом идет струя возмущенного воздуха. Пилотировать в подобных условиях крайне опасно. Это еще могут позволить себе эскадрильи «Русские витязи» или «Стрижи», но они специально тренируются, отрабатывают слаженность, синхронность действий».

Однако даже во время авиашоу происходят трагические случаи, заключил эксперт.

Напомним, что весной 2016 года российский истребитель выполнил «воздушную бочку» над американским разведсамолетом в международном воздушном пространстве. Командование ВМС США назвала тогда действия российского пилота «непредсказуемыми и агрессивными».

Уважаемые посетители форума, пожалуйста, используйте свой аккаунт в Facebook для участия в дискуссии. Комментарии премодерируются, их появление на сайте может занять некоторое время.

XS
SM
MD
LG