Линки доступности

В Балтии Папа Римский говорит о свободе как о божественной ценности


Папа Римский Франциск и президент Латвии Раймондас Вейонис возлагают венки у памятника Свободы в Риге. 24 сентября 2018 г.

Приезд понтифика в Литву, Латвию и Эстонию посвящен 100-летию обретения этими странами независимости

Папа Римский Франциск совершает апостольский визит в страны Балтии.

В понедельник несколько тысяч человек собрались у памятника Свободы в центре Риги, чтобы приветствовать понтифика. Многие из пришедших держали в руках флажки Латвии и Ватикана.

Папа Франциск возложил цветы к памятнику и направился в Домский собор.

В Рижском замке он произнес речь, приуроченную к столетию независимости Латвии, которое официально будет отмечаться 8 ноября. Глава Святого престола, в частности, сказал: «Празднование столетия имеет большое значение, чтобы сосредоточиться на свободе и независимости — задаче, которая касается всех. Работать на благо свободы в хорошем смысле этого слова означает участвовать во всестороннем развитии».

Согласно официальным данным, к католикам себя причисляет 21% жителей Латвии. Из всех балтийских стран наибольшее количество католиков – 80% живет в Литве. Именно с этой республики Франциск и начал свое балтийское турне в субботу 22 сентября. В аэропорту Вильнюса понтифика встречала представительная делегация, в составе которой были президент Литвы Даля Грибаускайте, премьер-министр Саулюс Сквернялис, спикер Сейма Литвы Викторас Парнцкетис, экс-президент Валдас Адамкус, председатель Верховного совета – Восстановительного сейма Витаутас Ландсбергис, министр иностранных дел республики Линас Линкявичюс, посол Литвы у Святого престола Пятрас Заполскас.

«Мы должны непримиримо относиться к режимам, которые презирают человеческую жизнь»

За два дня понтифик побывал в Вильнюсе и в Каунасе. Среди литовских политиков, сопровождавших Папу Франциска в этой поездке, был и депутат Сейма Мантас Адоменас. Беседу корреспондентом Русской службы «Голоса Америки» он начал с личных впечатлений от понтификата нынешнего Папы Римского. По словам Адоменаса, Франциск «опровергает стереотипы», которые могут возникнуть при упоминании главы католической церкви. «Не будучи таким глубоким богословом, как Папа Бенедикт XVI, он затрагивает вопросы повседневности. И прежде чем дать ответ, который от него ожидают, он, словно спрашивает себя: “А как бы поступил Иисус на моем месте?”».

Депутат Сейма продолжает: «Перед началом визита Папы Римского в Литву мы ожидали, что он будет говорить о солидарности, об ответственности перед самыми слабыми членами общества. А он подошел к каждому вопросу через историю, через общую память, которая объединяет. Это было очень неожиданно, и сам факт, что он дважды процитировал строки гимна Литовской Республики – “В прошлом твои сыновья да силу черпают" – свидетельствует о том, что он уделил большое внимание истории этого региона и его специфике», – отмечает Мантас Адоменас.

В обращении Папы Франциска к народу Литвы были такие слова: «Это столетие для Вас было отмечено множеством испытаний и мук: заточениями, ссылками, мучениями. Празднование столетия независимости – это повод для того, чтобы остановиться и вспомнить этот опыт, обновить связь с тем, кто взрастил ваше государство, найти решения сегодняшних вызовов и смотреть в будущее в духе диалога и единства со всеми живущими здесь, стараясь, чтобы никто не чувствовал себя изгоем».

Историческая тема возникала в ходе этого визита неоднократно. Так, в Вильнюсе понтифик посетил Музей оккупаций и борьбы за свободу. В годы Второй мировой войны в здании, где сегодня находится музей, располагалось гестапо, а затем – тюрьма НКВД, узниками которой были священнослужители и политические противники большевистского режима.

Кроме того, в день прибытия понтифика в Литву здесь отмечалась траурная годовщина – 75-летие уничтожения вильнюсского гетто. «Поэтому тема исторической памяти в рамках этого визита шла в двух направлениях, – отмечает Мантас Адоменас. – Первая – это объединяющая всех нас память, которая дает народу силу во время испытаний и всех кровавых перипетий ХХ века. А с другой стороны – память о событиях, повторения которых мы не должны допустить. Мы должны непримиримо относиться к режимам, которые уничтожают достоинство человека и презирают человеческую жизнь. Это тоталитарные режимы – как нацистский, так и коммунистический. И Папа Римский остановился у ворот вильнюсского гетто для молчаливой молитвы вместе с еврейской общиной для того, чтобы помянуть этот печальный юбилей уничтожения вильнюсского гетто», - подчеркнул литовский политик.

А Витаутас Ландсбергис так подвел итоги визита Папы Франциска в Литву:

«У нас был и есть всеобщий пастырь, но я верю, что отныне у нас есть и друг, который познакомился с этими людьми, с этой страной и впустил в сердце».

Кстати, и в канун прибытия понтифика в Вильнюс, и во время его двухдневного посещения Литвы неоднократно упоминалась еще одна юбилейная дата: 25 лет назад в странах Балтии побывал Папа Римский Иоанн Павел II. Тогда его визит проходил сразу после вывода из Литвы, Латвии и Эстонии последних частей советской армии.

«Когда Папа чествует жертв советской оккупации, он бросает открытый вызов Москве»

Прокомментировать нынешний визит Папы Римского в страны Балтии корреспондент Русской службы «Голоса Америки» попросила редактора издания Портал-Credo.ru Александра Солдатова.

С его точки зрения, принимая у себя главу Святого Престола, народы Литвы, Латвии и Эстонии, прежде всего, демонстрируют свою христианскую идентичность, которая связана с Римом. «По меркам исторического христианства протестантизм, последователями которого является большинство верующих в Эстонии и Латвии, – сравнительно молодая традиция, - отмечает Солдатов. – И хоть она возникла 500 лет назад на волне критики злоупотреблений католицизма, эта традиция унаследовала многие богословские и культурные особенности Римской Церкви. В отличие от православно-католических отношений, которым присущи напряженность, конкурентность, споры за первенство, взаимные обвинения и негативные стереотипы, протестантско-католический диалог развивается в современном мире в бесконфликтном, экуменическом регистре. Протестанты и католики, как правило, уже не считают друг друга еретиками, совместно служат и реализуют социальные проекты», – подчеркивает эксперт.

Александр Солдатов также обращает внимание на то, что линия разделения в современном христианском мире пролегает между православием и западными конфессиями, но ни в коем случае – не между католицизмом и протестантизмом. И это обстоятельство особо контрастирует на фоне происходящего сейчас конфликта между Москвой и Константинополем из-за предоставления автокефалии Украинской православной церкви.

«В этом конфликте Московский патриархат избрал жесткую изоляционистскую риторику, обвиняя в ереси теперь уже не только католиков, но и своих бывших собратьев-православных из Константинополя. Именно Константинопольский патриархат является лидером процесса сближения православных с христианами Запада – если Патриарх Кирилл (Гундяев) лишь раз встретился с Папой, и то с большими предосторожностями и оговорками, то Патриарх Константинопольский Варфоломей проводит такие встречи постоянно и даже служит в Базилике св. Петра в Риме.

В условиях “битвы за Украину”, которая сейчас вступила в решающую фазу, приезд Папы на постсоветское пространство выглядит как косвенная поддержка Украины и тех сил в христианском мире, которые выступают за автокефалию Украинской Церкви», – считает редактор издания Портал-Credo.ru. И подчеркивает, что как раз христиане стран Балтии оказывают наибольшую из всех христиан так называемого «постсоветского пространства» поддержку народу Украины – и политическую, и гуманитарную.

Отвечая на вопрос, какое послание визит нынешний понтифика в страны Балтии несет России, Александр Солдатов подчеркивает, что Папа Франциск и перед поездкой, и во время богослужения в Вильнюсе говорил о свободе, как о божественной ценности. И уточняет: «Выступая в Вильнюсе, понтифик даже прямо указал на источник угрозы для этой свободы, помянув жертв советской оккупации Балтии и осудив саму эту оккупацию. Как известно, официальная Москва никакой такой оккупации не признает, а напротив, считает, что она “освободила” народы Балтии – пусть и против их собственного желания».

Солдатов также напоминает, что в послевоенные годы именно Литва, Латвия и Эстония оказывали наибольшее сопротивление советскому тоталитаризму и российской имперской традиции. И что борьба за независимость народов этих республик в наибольшей степени ускорила распад СССР.

«Для путинской России, откровенно ностальгирующей по Советскому Союзу, само существования маленьких, но гордых независимых стран Балтии является зримым напоминанием о собственном поражении и собственной нравственной неправоте. Поэтому, когда Папа приезжает в эти страны, да еще и открытым текстом говорит об их героизме, чествуя жертв советской оккупации, он бросает открытый вызов Москве и пытается – своими методами – сдержать российскую агрессию, опасность которой, так или иначе, ощущают Эстония, Латвия и Литва», – подытоживает Александр Солдатов.

«Москва нуждается в прорыве дипломатической изоляции»

Между тем, после встречи Папы Франциска и патриарха Кирилла на Кубе вновь оживились разговоры о возможном визите главы римско-католической церкви в Россию. Старший научный сотрудник Университета Восточной Финляндии в Йоэнсуу Николай Митрохин считает, что сейчас вероятность этого визита выше, чем когда-либо.

В разговоре с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки» Митрохин сказал: «Можно твердо сказать, что отношения между Римом и Москвой в настоящее время находятся в очень хорошей стадии, особенно, по сравнению с тем, что происходило 15 – 18 лет назад, когда был открытый конфликт, в том числе, по вопросу канонических территорий. И по вопросу о том, какие страны может посещать Папа Римский на территории бывшего СССР, когда Москва очень активно протестовала против подобных визитов. Сейчас ничего подобного не слышно, между Москвой и Римом установлен довольно серьезный контакт по многим каналам в нескольких измерениях. Одно из них – это защита христиан в целом, и особенно на Ближнем Востоке.

Второе измерение – отстаивание христианских ценностей в европейских структурах перед лицом секуляризации. И третье измерение – практическая работа по поддержанию контактов между христианскими общинами, развитию образования, совместные культурные проекты, местами общие теологические дискуссии и тому подобное».

По мнению эксперта, Москва крайне заинтересована в поддержке Римом своей инфраструктуры в Западной и – особенно – Южной Европе. Куда идет массовая миграция из стран бывшего СССР, и где РПЦ остро нуждается в новых храмах. «Для самостоятельного строительства храмов денег не хватает, разумеется. Поэтому новые православные храмы получаются, в основном, за счет старых католических, которые передаются в аренду, или в поочередное пользование», – рассказывает Николай Митрохин.

Учитывая эти обстоятельства, он считает, что Москва не будет возражать против приезда Папы Римского в Россию. «Теоретически можно ожидать дальнейших встреч Папы и патриарха Кирилла, в том числе – на российской территории. Потому что Москва нуждается в прорыве дипломатической изоляции со стороны Запада, нуждается в неких новых неожиданных ходах в этой сложной геополитической игре, в которую ее втянул Путин. И организация визита Папы Франциска вполне укладывается в это русло.

Другое дело, насколько это нужно самому Папе, поскольку он, все-таки, в больше степени ориентирован на другие ценности, в частности – на ценности социального развития. Он ориентирован на латиноамериканский регион и на развивающиеся страны, и для него мрачная обстановка в России в политическом и социально-экономическом плане – не лучший фон для визита. Поэтому Москве надо очень постараться, чтобы заманить его на свою территорию, хотя первый визит Папы в Россию, это потенциально очень удачная идея», - заключает Николай Митрохин.

Визит Папы Римского в страны Балтии завершится 25 сентября посещением Эстонии.

Уважаемые посетители форума, пожалуйста, используйте свой аккаунт в Facebook для участия в дискуссии. Комментарии премодерируются, их появление на сайте может занять некоторое время.

XS
SM
MD
LG