Линки доступности

Евгений Цымбал: «Оскар Рабин – это Ганди с кистью в руке»


Кадр из фильма «Оскар»

Фильм о легендарном лидере художников-нонконформистов показали в Нью-Йорке

В картину Оскара Рабина «Паспорт», сделанную уже в эмиграции, вмонтированы три паспорта – старый советский, французский и новый российский. Как отмечается в фильме «Оскар», знаменитый художник нон-конформист любил придавать документам новый эстетический и философский смысл.

Новый документальный фильм о творчестве и изломах судьбы мастера был показан в Нью-Йорке несколько раз, в том числе в программе 12-го Фестиваля российского документального кино и в Колумбийском университете. Во встречах со зрителями приняли участие соавторы фильма Евгений Цымбал и Александр Смолянский, дочь Оскара Рабина и Валентины Кропивницкой Екатерина Кропивницкая.

От барака до Парижа

Показ фильма «Оскар» в Еврейском центре UJA-Federation of New York в Манхэттене предварил вступительным словом Роман Шмуленсон, исполнительный директор COJECO, организации, работающей с русскоязычными эмигрантами на территории Большого Нью-Йорка. Он приветствовал режиссера фильма Евгения Цымбала, подчеркнув важность непосредственных культурных контактов между Россией и США.

«Идея фильма началась с того, что на одной встрече я познакомился с Александром Смолянским, - рассказал после просмотра Евгений Цымбал. – Он живет и работает в Берлине, а в прошлом несколько лет жил в Париже. Причем жил недалеко от Оскара Рабина. У Рабина тогда уже болела жена (художник Валентина Кропивницкая, умерла в 2008 году. – О.С.). Александр им помогал. В какой-то момент Александр решил записывать разговоры с художником, а потом купил камеру и стал снимать беседы с ним на видео. Александр попросил меня посмотреть эти материалы – может, что-то из этого получится. Я согласился, и это было несколько легкомысленно с моей стороны. Там оказалось двести часов! Я их посмотрел и сказал Саше: давайте попробуем сделать фильм. Министерство культуры нам не дало денег, мотивировав тем, что два месяца назад они дали деньги на фильм другого режиссера на эту же тему. Но я уже загорелся и предложил Саше сначала сделать фильм о Валентине Кропивницкой, удивительном, своеобразном художнике».

Евгений Цымбал и Александр Смолянский сняли фильм «Валентина Кропивницкая в поисках потерянного рая», и он получил в 2016 году премию «Ника» (одна из двух национальных кинопремий России. – О.С.). Он стал первой частью дилогии «От барака до Парижа». «Оскар» - вторая ее часть. Фильм показывался в России и в ряде стран мира, включая Францию, Германию и Израиль.

Как рассказал Евгений Цымбал, средства на картину они собирали через краудфандинг.

«Это была моя третья попытка собирать деньги таким способом, и, пожалуй, самая удачная, - заметил он. - Мы собрали около 8 тысяч долларов. Для фильма это немного, - наверное, четвертая-пятая часть бюджета. Жена Саши пианист, они копили деньги на хороший рояль. Но когда она увидела, как у него горят глаза, сказала: давай, делай фильм, рояль потом купим. Знаете, как у Некрасова, есть женщины... правда, уже не в русских селеньях. И мы сделали этот фильм, на который ушло в общей сложности примерно восемь лет».

Кадр из фильма «Оскар»
Кадр из фильма «Оскар»

«Оскар» - 26-й фильм драматурга, режиссера, актера и историка Евгения Цымбала, который в прошлом месяце отметил свое 70-летие. После «Оскара» он снял еще три фильма. Последний, который еще не завершен, называется «Александр Филиппенко». «Это фильм о замечательном, остроумном, ярком, безумно талантливом актере», - сказал Цымбал.

Самые известные его работы – игровые ленты «Защитник Седов», «Повесть непогашенной луны», документальные «Дзига и его братья», «Красный Сион», «Дневник из сожженного гетто», «Другой Тютчев», «Загадка Чехова», «Зощенко и Олеша».

«Ползучий реализм»

Оскар Рабин родился в 1928 году в Москве в семье врачей, еврея и латышки. Сирота с малых лет, он учился в художественной студии Евгения Кропивницкого, который ему покровительствовал, позднее - в Рижской Академии художеств. В Москве бедствовал, работал грузчиком на железной дороге. Жил в бараке в тогдашнем московском пригороде Лианозово, который позднее вошел в черту столицы.

В конце 50-х годов вместе с Евгением Кропивницким Рабин стал основателем неофициальной художественной группы «Лианозово». На своих картинах он изображал опорные знаки подлинного, не витринного советского бытия – водку, селедку, бараки, дорожную грязь. Его критиковали за «очернение советского образа жизни», за «депрессивность» стиля, за «ползучий реализм». Где достижения социализма? Почему советская действительность представляется исключительно в мрачном свете?

На эти гневные вопросы «сверху» Рабин отвечал так «…моя живопись как раз реалистична. Я рисую то, что вижу. Я жил в бараке, многие советские граждане тоже жили в бараках, да и теперь живут. И я рисую бараки. Почему это плохо? Сейчас я переехал в блочный дом и рисую кварталы блочных домов, которые меня окружают. Меня упрекают за натюрморты, за водочные бутылки и лежащую на газете селедку. Но разве вы никогда не пили водку и не закусывали селедкой?» (цитата из мемуарной книги Рабина «Три жизни», изданной в 1986 году).

«Власти наказывали строптивых художников, таких как Рабин, которые не желали ходить строем, - отметил Евгений Цымбал. - Над ними осуществлялся постоянный надзор, а главным методом общения был начальственный окрик. Им откровенно подсказывали: рисуйте наркомов на лыжах (имеется в виду картина Исаака Бродского «Ворошилов на лыжной прогулке». – О.С.), и «Два вождя после дождя» (картина Александра Герасимова «Сталин и Ворошилов в Кремле». – О.С.), и у вас будет все хорошо, будут мастерские, дачи, зарубежные поездки, выставки в Третьяковской галерее. Хорошо в фильме сказал Павел Литвинов. Что такое соцреализм? Это умение подольститься к начальству в доступной для него форме».

Оскар Рабин. «Большая селедка»
Оскар Рабин. «Большая селедка»

Барак, где Рабин жил в Лианозово, стал своего рода афинской школой для российской свободной мысли. Рабин породнился с Евгением Кропивницким, женившись на его дочери Валентине, тесно дружил с поэтами Игорем Холиным, Генрихом Сапгиром и Всеволодом Некрасовым, художниками Николаем Вечтомовым, Владимиром Немухиным и Лидией Мастерковой, Львом Кропивницким, Евгением Рухиным, Дмитрием Плавинским и другими.

Вместе с издателем и коллекционером Александром Глезером Рабин стал в 1974 году главным организатором «Бульдозерной выставки», когда «искусствоведы в штатском» пытались буквально раздавить неофициальное искусство на пустыре в Беляеве. Очевидцы утверждают, что сам Рабин, рискуя жизнью, повис на ноже бульдозера.

Художника обвиняли в тунеядстве, сажали под домашний арест, угрожая тюрьмой. Работы Рабина, нелегально вывезенные на Запад, выставлялись там и обрастали легендами. Самого его советские власти буквально вытолкали на Запад, а через несколько месяцев, в 1978 году, лишили гражданства. В 1985-м году он получил французское гражданство, в 1990-м ему вернули советское гражданство, а в 2000-е годы вручили новый российский паспорт. Оскар Рабин умер в ноябре прошлого года в возрасте 90 лет во Флоренции накануне открытия собственной выставки.

Неформальный лидер

«Оскар написал несколько работ, от которых перехватывает дух». – говорит в фильме писательница Людмила Улицкая. «Мне его картины очень нравятся», - признается Борис Акунин.

О наследии Рабина, о нем, как о человеке и творце, говорят с экрана художники Михаил Шемякин, Виталий Комар и Эрик Булатов, фотограф Владимир Сычев, правозащитники Павел Литвинов и Адам Михник, поэт Игорь Губерман, пианист Евгений Кисин, дипломат Александр Авдеев и многие другие деятели культуры и искусства.

Помимо картин самого Рабина в фильме представлены творчество его супруги Валентины Кропивницкой и их сына Александра Рабина, трагически погибшего в 1994 году.

Как подчеркнул соавтор фильма Александр Смолянский в онлайн-программе «Берлинские окна», ему и Евгению Цымбалу хотелось сделать фильм не только о Рабине, но и, в первую очередь, о трех десятилетиях советской истории, о том, как Рабин и его единомышленники стремились сохранить свободу в условиях несвободы.

«Оскар Рабин выставлялся, не могу сказать. что очень много, но выставлялся, - отметил Евгений Цымбал. - Его работы есть в коллекции Нортона Доджа в музее Зиммерли университета Ратгерс, в собрании Татьяны и Натальи Колодзей. Они в основном хранятся в частных коллекциях – в собрании Цуканова в Лондоне, собраниях Манашеровых и Алшибая в Москве, собрании Кроника в Израиле и Москве, и других».

«Круг общения с художниками у Оскара Рабина был огромен, - сказал Цымбал. – Недаром Михаил Шемякин назвал его министром культуры без портфеля. Он со многими художниками контактировал, старался всем помочь. Умный, рассудительный, его уважали все художники. Он был таким, каким был Михоэлс для еврейской культуры в СССР в конце 1940-х годов. Он никогда не хотел быть лидером, но стал им, неформальным лидером, знаменем и символом художнического сопротивления. Я бы назвал его русским Ганди с кистью в руке».

Уважаемые посетители форума, пожалуйста, используйте свой аккаунт в Facebook для участия в дискуссии. Комментарии премодерируются, их появление на сайте может занять некоторое время.

XS
SM
MD
LG