Линки доступности

Он давно и повсеместно подпадает под неформальный титул народного любимца, который значимей любого государственного знака отличия. А теперь, когда Олег Павлович Табаков покинул наш бренный мир, масштаб его вклада в русскую и мировую культуру стал еще более ощутим.

Признания в любви

Олег Табаков скончался в Москве на 83-м году жизни от сердечного приступа. Как сообщают СМИ, врачи провели экстренную операцию, пытаясь спасти его жизнь, но безуспешно. Было принято решение отключить больного от аппарата искусственного поддержания жизни. У Олега Табакова осталась жена, актриса Марина Зудина, и четверо детей, в том числе двое от первого брака с актрисой Людмилой Крыловой.

На смерть выдающегося артиста и режиссера откликнулись российская пресса, телевидение и социальные сети. Медийное пространство заполнено признаниями в любви, воспоминаниями о совместной работе в кино и театре его многочисленных соратников по профессии и учеников.

«Для моей жизни - актерской и частной, личной - случилось большое горе, - пишет на своей страничке в Facebook актер Вениамин Смехов. - Невероятной силы талант Комедианта, Лицедея, Добротворца - он оказывал беспримерную помощь очень, очень многим, и мне, в числе счастливцев. С премьеры «Часа пик» на Таганке (1969!) он наградил меня дружбой и поддержкой. Я объяснился ему за столиком ведущего в моей программе «Таланты и поклонники» на ТВ-Центр - он весело отклонил «пафос», а программа о нем, надеюсь, еще многих порадует. И навсегда живые его театральные роли -шедевры в «Современнике», в МХТ и в кино - «Тугой узел», «Шумный день», «Молодо-зелено», «Гори-гори, моя звезда» (!!!), «Неоконченная повесть для механического пианино», «Д’Артаньян и трое нас...» (так В.Смехов называет фильм «Д’Артаньян и три мушкетера», в котором они сыграли оба. – О.С.), «Обломов»(!!!), «Сирота казанская», «Али-баба» (особое спасибо!) (речь идет о музыкальном спектакле «Али-Баба и сорок разбойников» по сценарию В.Смехова, в главной роли – О.Табаков – О.С.), «Три истории» (Киры Муратовой!)».

«Ушел великий артист, - сказал в интервью РБК режиссер и актер Никита Михалков. - Человек, для которого актерская профессия была неотъемлемой и большей частью его жизни, человек, обладающий невероятной способностью любой материал превратить в произведение искусства высочайшего класса. Будь-то мальчишка из картины «Шумный день» или Илья Ильич Обломов в фильме «Несколько дней из жизни И.И.Обломова», или Вальтер Шелленберг в «Семнадцати мгновениях весны».

«Ошеломляющее впечатление»

Режиссер другого фильма, выделенного Вениамином Смеховым тремя восклицательными знаками, Александр Митта, поделился своими чувствами с «Голосом Америки». Его картина «Гори, гори, моя звезда», снятая в жанре трагикомедии и вышедшая на экраны Советского Союза в 1969 году, рассказывает о театральном режиссере, попавшем в опасный водоворот гражданской войны. Одержимого идеями революционного авангарда, неисправимого романтика Владимира Искремаса вдохновенно сыграл молодой Олег Табаков.

«Такое ощущение, что мы дружили с детского сада, - сказал Александр Митта. – Но нет, конечно. Мы дружили с «Современником» - с актерами, художниками. В маленькой комнатке, где я тогда жил, всегда был накрыт стол, и к нам приходили друзья после спектакля. Бывал и Табаков. Сценарий фильма писал я, а потом замечательные драматурги Юлий Дунский и Валерий Фрид его дожимали. Они были большие мастера, я смотрел на них снизу вверх и долго уговаривал их довести сценарий до ума. Картину закрыли, когда советские танки вошли в Чехословакию, и выпустили лишь год спустя. С Табаковым все получилось очень быстро. Предполагалось, что в центре фильма будет коллективный портрет художника, составленный из трех личностей. Первый - герой Табакова, у которого налицо благие намерения, но мало опыта. Рядом герой Олега Ефремова – нелюдимый художник, погруженный в свое искусство. И, наконец, герой Евгения Леонова, циничный и простодушный приспособленец. Эти трое то дружат, то враждуют, но составляют как бы единое целое. Таким был первоначальный замысел. Но Олег Павлович силой и яркостью своего таланта сделал именно своего героя центром всей истории, и оказалось, что фильм именно о нем, об Искремасе».

«Одна из первых его картин, «Шумный день» по пьесе Виктора Розова, - продолжал Митта, - не менее значима, чем наша картина. Фильм тогда произвел ошеломляющее впечатление – на всю жизнь. Но вообще у Табакова много отличных ролей».

Комментаторы отмечают уникальность таланта Табакова, который ярко проявил себя как в кинематографе, так и на сценических подмостках.

Когда уроженец Саратова Олег Табаков поступил в 1953 году в Школу-студию МХАТ, он вряд ли предвидел, что судьба опишет ослепительную дугу и в зрелые годы вновь вернет его в Художественный театр, конечно, совсем в ином качестве.

Большой вехой его биографии стала работа в театре «Современник» вместе с еще одним Олегом – Ефремовым, оказавшим на него огромное влияние. На протяжении многих лет Табаков был одних из главных магнитов этого театра, который притягивал зрителей.

С 1978 года начала греметь авангардная «Табакерка», блестящая придумка Табакова, которая со временем стала театром первого ряда, а заодно и успешной кузницей актерских кадров. В 1986 году «подвал», где ставились спектакли, получил официальный статус театра-студии.

Будучи полтора десятка лет ректором Школы-студии МХАТ, Табаков выпустил несколько актёрских курсов. Он много работал за рубежом, ставил спектакли и преподавал.

С Америкой его связывают учебно-театральные проекты. Так, он руководил совместной аспирантской программой Школы-студии и Университета Карнеги-Меллон. А в 1992 году основал Летнюю школу имени К. С. Станиславского в Бостоне.

В 2000 году Табаков возглавил Московский Художественный театр им. А. П. Чехова. А десять лет назад открылся театральный колледж при театре Табакова.

«Сегодня тот случай, когда я не имею права не написать – ушел из жизни Олег Палыч Табаков, - пишет на Facebook белорусский театральный деятель Николай Халезин, живущий в Лондоне. -Да, именно так – Олег Палыч, а не Павлович. Так его звали актеры, студенты, коллеги, подчиненные...

Я познакомился с ним в 1977 году, в Екатеринбурге, тогда Свердловске, где летом был с папой на гастролях. Увидел его в фойе гостиницы «Большой Урал» и оторопел. Странная харизма – какая-то невероятная энергетика. Позже, уже взрослым, я видел его в спектаклях, и всега поражался этому его качеству: достаточно было просто появиться на сцене, и зритель приковывал взор лишь к нему, словно других актеров и не существовало. Но актером он был высшей пробы, а потому не приватизировал внимание зала, раздавая, пасуя актерам возможность оставаться в игре...

Мы виделись с ним еще много раз, и всегда поражали его обходительность и внимание к собеседнику. Причем, совершенно искренние – без тени актерского наигрыша. Наверное, поэтому ему удалось воспитать плеяду таких мощных актеров и режиссеров».

Табаков – это глагол «жить»

Среди шквала признаний в любви Табакову в социальных сетях можно встретить и резко критические оценки, связанные с его политической позицией в последние годы. Известно, что в 2012 году он стал доверенным лицом кандидата в президенты Владимира Путина, а в 2014 году подписал обращение деятелей культуры в поддержку политики Путина в Украине и Крыму. Последовавшие высказывания Табакова в отношении Украины явились причиной того, что его обвинили в шовинизме и ксенофобии.

Как считает представитель оппозиции Наталья Пелевина, в дни скорби по Табакову «упоминания Крымы и Путина неуместны».

«При том, что сам я против аннексии Крыма и политики президента Путина, скажу, что лояльность Табакова власть предержащим не в силах перечеркнуть роли великого актера, на которых я вырос, - прокомментировал ситуацию «Голосу Америки» русский писатель Павел Лемберский, живущий в Нью-Йорке. - Танцы на гробах - жанр мне неблизкий, а нерукопожатность, прижизненную или посмертную, я бы назвал чертой сугубо российской. Вспомним фото Элвиса чуть ли не в обнимку с Никсоном или взгляды Апдайка на войну во Вьетнаме. Однако первого продолжают слушать, а второго читать. Репрессии деятелей искусства и посмертные их реабилитации в той или иной форме мы тоже уже проходили».

Режиссер МХТ им. Чехова Константин Богомолов написал несколько емких слов о Табакове.

«Его нет больше с нами.

Но если мы приглядимся, мы ощутим его присутствие.

В весеннем солнце. В детском смехе. В блестящих влюблённых глазах. Во всем, что составляет простое счастье Жить. Потому что Табаков - это глагол. Глагол «Жить». И мы должны Жить. Счастливо жить. Иного он нам не простит. Светлая память Вам, Олег Павлович».

Уважаемые посетители форума, пожалуйста, используйте свой аккаунт в Facebook для участия в дискуссии. Комментарии премодерируются, их появление на сайте может занять некоторое время.

XS
SM
MD
LG