Линки доступности

«Невидимые» герои Джеффа Блюмиса


Алина и Джефф Блюмис. Photo: Oleg Sulkin

Американский Зощенко с кистью в руке

Два портрета бросаются в глаза сразу же, когда переступаешь порог первого зала выставочного центра The Painting Center на 27-й Вест стрит Манхэттена. На одном женщина с золотистыми волосами и в ярко-красном наряде сидит, полузакрыв глаза, пока над ее прической колдует невидимый парикмахер («Anonymous», 2017). На другом портрете – крупным планом лицо девицы-брюнетки, с заметным удовольствием пьющей в баре кофе из маленькой чашечки («Latte», 2018 г.).

Обе эти работы художника Джеффа Блюмиса (Jeff Bliumis) стали составной частью коллективной выставки группы американских портретистов разного возраста и разных стилей, которая получила название «О лице» (About Face). Выставка продлится до 13 июля.

Ее куратор Патриша Спергел пишет в каталоге о том, что вместе со своим со-куратором Шаззи Томас они отбирали тех художников, кто «демонстрируют широкий спектр подходов к портретному жанру». О работах Блюмиса она пишет, что «фигуративные сценки являются кусочками прямого наблюдения обыденной жизни».

Сюжеты из жизни

Да, это так, Джеффа Блюмиса больше всего интересуют так называемые простые люди, люди из уличной толпы, которым жизнь уготовила самые обыденные радости и горести. Представители обыкновенных профессий, преимущественно из сферы сервиса и медицины. Бармены, повара, официанты, клерки, уборщики, продавцы супермаркета, шоферы такси, врачи, медсестры. И те, кого они обслуживают и лечат, – такие же люди из толпы.

Медсестра с ложечки кормит пациента. Молчаливая компания неспешно попивает коктейли в баре. Шеф-повар под уважительными взглядами сотрудников колдует над приготовлением блюда.

«Я беру сюжеты из своей жизни, наблюдаю людей в кафе и ресторанах, в парикмахерских, в сабвее, – сказал Русской службе «Голоса Америки» Джефф Блюмис. – Я вижу, что у них какая-то своя жизнь, пытаюсь что-то разгадать по жестам и взглядам, понять, о чем они думают. Меня интересует, как люди взаимодействуют, особенно в тех ситуациях, когда одному нужна помощь от другого. Делаю зарисовки, фотографирую. Потом, уже в студии, начинаю делать картину. По ходу работы приходят новые идеи. Холст мне подсказывает, ведь я не знаю вначале, чем все закончится».

Джефф Блюмис. «Холодный чай». Фрагмент. 2017. Courtesy photo
Джефф Блюмис. «Холодный чай». Фрагмент. 2017. Courtesy photo

У Блюмиса есть больничная серия, где все персонажи делятся на тех, кто оказывает помощь, и тех, кто ее принимает. Ему самому не столь давно пришлось стать пациентом больницы, так что тематика, можно сказать, сама просилась в руки.

«Картина должна делаться быстро, мне важно передать данный миг, данный момент, –говорит художник. – Включается моя фантазия, я начинаю придумывать, какая у этих людей может быть жизнь. И композиция, и цвет одинаково важны. Эмоциональный фон сидит у меня в голове, я хочу его передать через цвет, через композицию. Арт-критик Клемент Гринберг настаивал, что в наше время всякая картина должна быть плоскостной, что фигуративность должна передаваться через плоскость и цвет, и я стремлюсь совместить фигуративизм и абстракцию».

Селфи и бронза

Джефф Блюмис много работал в творческом содружестве с супругой Алиной. Их первая совместная выставка состоялась в октябре 2008 года в Andrea Meislin Gallery на 26-й стрит Манхэттена. Были выставлены работы в технике фото-арта, коллажа и инсталляции, видео, – когда ироничные, а когда и сугубо серьезные высказывания на темы цивилизационного непорядка, этнической сумятицы, культурного шока и экологического кризиса.

Джефф Блюмис родился в 1958 году в Кишиневе, в Нью-Йорк в 1974 году его привезли родители. В 1980 году получил степень бакалавра в Колумбийском университете. Посещал Калифорнийский университет в Беркли, Калифорнийский колледж искусств и ремесел, университет Нью-Скул в Нью-Йорке.

Алина Блюмис родилась в 1972 году в Минске, с 1994 года живет в Нью-Йорке. Училась в нью-йоркской Школе визуальных искусств. Их сыну Тео девять лет.

Джефф и Алина участвовали во множестве выставок и художественных проектов в США, Европе, Азии и России. Их работы приобретены многими музеями и частными коллекционерами, включая Московский музей современного искусства, коллекцию Саатчи, Музей Виктории и Альберта в Лондоне.

В 1982 году Джефф познакомился с выдающимся российским скульптором Эрнстом Неизвестным, жившим в Нью-Йорке вплоть до его смерти в 2016 году. Они подружились, стали тесно общаться. Джефф был свидетелем на свадьбе Неизвестного с Анной Грэм, а когда женился на Алине, скульптор стал его шафером. Большую часть бронзовых отливок скульптур Неизвестного делалась в литейной мастерской Блюмиса в Катскильских горах под Нью-Йорком.

Четыре года назад Алина и Джефф завершили необычный социологический проект, который можно, видимо, назвать первым в мире видеоопросом в стиле «селфи». Результатом восьми лет работы стал солидный иллюстрированный том «От селфи к группе» (From Selfie to Groupie). В нем помещено множество фотографий и несколько эссе, суммирующих проект «самоидентификации» евреев Америки. Эксперты констатировали: «Блюмисам удалось уловить живое дыхание иммигрантской общины на Брайтон-Бич».

«Джефф и Алина Блюмис, – писал о них тогда литератор Джошуа Эллисон, – с умом заимствовали этику, если не эстетику культуры селфи, чтобы задать некоторые важные вопросы о жизни американских евреев. Образы в этой коллекции неточно называть автопортретами. Говоря точнее, и это особенно интересно, они представляют собой лукавое переосмысление традиционного портрета, которое переадресует право репрезентации самому портретируемому».

«Мы много работали вместе с Алиной, – сказал Блюмис. – Но какое-то время назад я решил сделать самостоятельный живописный проект. Одновременно мы вместе продолжаем наши старые проекты, что-то доделываем».

Юмор как способ выживания

На недавнем традиционном арт-шоу Spring Break в Нью-Йорке сольную презентацию Джеффа Блюмиса представлял как куратор фотограф и художник Андрес Серрано, известный своими эпатажными работами.

Джефф Блюмис и Андрес Серрано. Photo: Oleg Sulkin
Джефф Блюмис и Андрес Серрано. Photo: Oleg Sulkin

Как отмечает в эссе, опубликованном в каталоге выставки Блюмиса, проходящей в эти дни в галерее Astley в шведском городке Шиннскаттеберге, искусствовед и куратор Ирена Попиашвили, «оба художника (имеются в виду Блюмис и Серрано) направляют наше внимание на «невидимых» людей современного мира».

На выставке в Швеции произведения Блюмиса, созданные с 2015 по сей день, сгруппированы в пять разделов-серий: «Сфера обслуживания», «Ямайская кухня», «Американская кухня», «Вид снизу» и «Больница Pilgrim State».

«Для меня, как для человека, родившегося и выросшего в бывшей советской республике Грузии, – пишет Попиашвили, – картины Блюмиса уместно сравнить с духом произведений советского писателя-сатирика Михаила Зощенко».

И действительно: тонко подмечая и фиксируя детали и особенности социума, включая взаимодействие людей в обществе и быту, выражения их лиц, жестикуляцию, манеру поведения, Блюмис нередко наполняет свои «мгновенные» изобразительные скетчи мягким юмором и иронией.

Джефф Блюмис. «Anonymous». 2017 Photo: Oleg Sulkin
Джефф Блюмис. «Anonymous». 2017 Photo: Oleg Sulkin

«Я езжу по Америке и бываю в Европе, где тоже делаю зарисовки, – отметил Джефф. – Если сравнить американцев и европейцев, то люди в Европе спокойней и элегантней. В ресторанах с официантами разговаривают тихо, а в Америке все говорят громко, орут, поэтому в американских ресторанах невозможно разговаривать, ничего не слышно. Американцы и физически подвижней, эмоциональней. Что касается юмора, то он для меня очень важен. Мне очень хочется, чтобы зритель, глядя на мои работы, улыбнулся. Ведь сегодня без юмора просто невозможно выжить».

Уважаемые посетители форума, пожалуйста, используйте свой аккаунт в Facebook для участия в дискуссии. Комментарии премодерируются, их появление на сайте может занять некоторое время.

XS
SM
MD
LG