Линки доступности

Берлинале-2018 выбрал победителей


Малгожата Шумовска. Courtesy photo

Самый скандальный фильм фестиваля получил «Золотого медведя»

Любви покорны не только все возрасты. В полудокументальной картине «Не прикасайся» (Touch Me Not) румынская режиссер-дебютант Адина Пинтилие бесстрашно вторгается в мир интимных отношений людей с физическими недостатками и психопатологией, а также склонных к девиантному сексуальному поведению. При этом в стеснительности создателей фильма и его «актеров» никак не упрекнешь. Как заявила Пинтилие на вручении призов, ее картина – это приглашение к откровенному диалогу.

«Не прикасайся» – пожалуй, самый скандальный фильм 68-го Берлинского кинофестиваля, завершившегося в воскресенье, 25 февраля – удостоен главной награды смотра – премии «Золотой медведь». Тем самым жюри во главе с немецким режиссером Томом Тыквером решило поддержать этот визуальный эксперимент, который многих критиков привел в недоумение и возмутил. Впрочем, аналитики со стажем призывают ничему не удивляться и помнить, что Берлин – самый радикальный смотр «большой кинотройки», куда, помимо него, входят фестивали в Каннах и Венеции.

Высокая премия явно застала Пинтилие врасплох. «Мы этого не ожидали», – сказала она, сжимая статуэтку в руке. И добавила, что тема фильма, оспаривающая устоявшиеся каконы красоты, «очень важна».

Адина Пинтилие Courtesy photo
Адина Пинтилие Courtesy photo

Второй год подряд главную награду в Берлине получает режиссер-женщина. В прошлом году это была венгерка Илдико Эньеди. Ее фильм «О теле и душе» сейчас входит в пятерку финалистов в оскаровской номинации «лучший фильм на иностранном языке». У нового триумфатора, как считают эксперты, шансов на оскаровскую номинацию практически нет – уж слишком он маргинален. В лучшем случае он получит в США очень ограниченный театральный прокат и видеодистрибуцию.

«Серебряного медведя» за режиссуру присудили создателю анимации «Остров собак» (Isle of Dogs) американцу Уэсу Андерсону. Это изящная стилизация по японским мотивам с сильным натурфилософским и инвайроменталистским мессиджем. Андерсона на церемонии его не было, и статуэтку за него получил комик Билл Мюррей, один из актеров, озвучивавших картину.

«Никогда не думал, что буду работать как собака, а домой увезу медведя, – пошутил Мюррей. – Я бы хотел стать еще одним человеком из Америки, кто произнес: «Я берлинский пес». Мюррей перефразировал «Я – берлинец», знаменитую фразу из речи Джона Кеннеди, с которой тогдашний президент США выступил в Западном Берлине в июне 1963 года.

Польский режиссер Малгожата Шумовска увезла с Берлинале Гран-при жюри. Ее провинциальная черная трагикомедия «Рожа» (Mug) безжалостно высмеивает грубоватые нравы польской глубинки. В центре поучительной истории – судьба парня, попавшего в тяжелую аварию и получившего в результате новаторской операции по трансплантации лица, кардинально изменивший его внешность.

Парагвайская драма режиссера Марсело Мартинесси о жизни пожилой лесбиянки «Наследницы» (The Heiresses) принесла ей премию «Серебряный медведь» имени Альфреда Бауэра, а исполнительнице главной роли, актрисе Ане Брун, приз за лучшую женскую роль.

Принимая награду, Мартинесси сказала: «Мы живем в очень консервативном обществе, и (нам) очень важно получить награду за открытие новых перспектив».

Молодой французский актер Антони Бажон удостоен премии за лучшую мужскую роль. Он очень уверенно и убедительно сыграл в фильме «Молитва» (The Prayer) режиссера Седрика Кана бывшего наркомана, проходящего курс групповой реабилитации под руководством католического священника.

Российский фильм «Довлатов» режиссера Алексея Германа-младшего также не остался без наград. «Серебряного медведя» за выдающийся художественный вклад вручили Елене Окопной, художнику-постановщику фильма (и супруге режиссера). Первая биографическая лента о культовом писателе получила также приз газеты Berliner Morgenpost.

Елена Окопная. Courtesy photo
Елена Окопная. Courtesy photo

В конкурсе участвовали 19 фильмов. Критики обращают внимание на то, что без призов остались две значительные европейские ленты – «Между полок» (In the Aisles) немца Томаса Штубера и «Утейя – 22 июля» (U – July 22) норвежца Эрика Поппе, а также биография самодеятельного карикатуриста-инвалида Джона Каллахана «Не волнуйся, далеко он пешком не уйдет» (Don't Worry, He Won't Get Far on Foot) культового американского независимого мастера Гаса Ван Сента. У последнего в главной роли парализованного художника занят Хоакин Феникс, у Штубера в роли рабочего супермаркета выступил Франц Роговский, очень на Феникса похожий. А еще у Сента сыграл известный актер Джона Хилл, совершенно, впрочем, неузнаваемый.

Отвечая на вопрос корреспондента Русской службы «Голоса Америки» о разительной метаморфозе Джоны Хилла, не участвовавшего в пресс-конференции, Гас Ван Сент сказал, что актер, по его мнению, отлично сыграл богатого отпрыска, который решил стать гуру групповой терапии.

Много позитивных откликов собрала игровая реконструкция бойни 2011 года на норвежском острове Утейя («Утейя – 22 июля»). Отмечается новаторский стиль съемки под документ, создающий сильный саспенс от первого до последнего кадра.

А вот психологическая драма с элементами комедии «Между полок» обходится без шоковых эффектов, разворачивается медленно и тем не менее очаровывает и захватывает зрителя. Молодой парень, застенчивый и угловатый, с трудом осваивается в небольшом коллективе работников оптового супермаркета и влюбляется в одну из кладовщиц.

В секции «Панорама» традиционно проводился опрос зрителей, которые при выходе с сеанса ставили свои оценки увиденному, голосуя специальными талончиками. Награду самому популярному фильму получила очень необычная лента работающего в Голливуде российского режиссера Тимура Бекмамбетова «Профиль» (Profile). Она рассказывает об отношениях британской журналистки с боевиком террористической организации «Исламское государство», который занимается рекрутированием в Интернете молодых европейских женщин. Фильм, снятый в жанре камерного триллера, целиком погружен в виртуальный мир социальных сетей и ни разу не покидает «нишу» компьютерного монитора.

В программе «Форум» демонстрировался новый документальный фильм «День победы» украинского режиссера Сергея Лозницы, живущего в последние годы в Германии. Это наблюдение над тем, как русскоязычные эмигранты отмечают праздник 9 мая в берлинском Трептов-парке.

Всего в фестивале приняли участие 396 фильмов, показанных в нескольких тематических секциях, включая такие престижные, как конкурс, «Панорама» и «Форум». Как сообщает городская пресса, на фильмы было продано более 300 тысяч билетов, что фактически делает Берлинале самым крупным с точки зрения посещаемости кинофестивалем в мире.

Уважаемые посетители форума, пожалуйста, используйте свой аккаунт в Facebook для участия в дискуссии. Комментарии премодерируются, их появление на сайте может занять некоторое время.

XS
SM
MD
LG