Линки доступности

Главная киношкола России отмечает столетие


Студенты мастерской А.Столпера. Крайний справа – Аркадий Кордон. Courtesy photo

Из Москвы в Америку бывшие выпускники ВГИКа привезли любовь к кинематографу

Аббревиатура ВГИК широко известна кинематографистам всего мира. Главная киношкола России отмечает свое столетие.

1 сентября 1919 года в Москве открылась Государственная школа кинематографии, переименованная в 1938 году во Всесоюзный государственный институт кинематографии. А в 1986 году ВГИКу было присвоено имя кинорежиссера Сергея Герасимова. За время сушествования ВГИКа здесь получили образование более пятнадцати тысяч кинематографистов разных специальностей. Некоторые из них живут и работают в США. Корреспондент Русской службы «Голоса Америки» попросил их поделиться воспоминаниями о своей альма-матер.

Аркадий КОРДОН: «Сатирическую короткометражку посчитали антисоветчиной»

Кинорежиссер, драматург («Будь проклята ты, Колыма...», «Послушай, не идет ли дождь», «Дом на набережной»). Окончил ВГИК в 1973 году. С 2000 года живет и работает в Нью-Йорке и Москве.

Детство мое прошло в Харькове. Я любил футбол и хотел стать артистом, мечтал поступить во ВГИК. Написал письмо Сергею Герасимову, – он был ведущим педагогом и завкафедрой режиссуры, – не надеясь на отклик. Но произошло чудо, и в один прекрасный день я вынул из почтового ящика ответ. В нем Герасимов спрашивал: «Вы хотите учиться во ВГИКе?». Ну, конечно! Я был взбудоражен.

Я приехал в Москву поступать, тем более, что в тот год мастерскую набирали Герасимов и его жена актриса Тамара Макарова. Но поступить с первого раза я не смог и сумел поступить только на следующий год – в мастерскую к режиссеру Александру Столперу.

Столпер был для меня, как отец родной. Перед поступлением я упросил своего школьного учителя написать рекомендательное письмо в приемную комиссию. Письмо Столперу понравилось, и, видимо, тоже сыграло какую-то роль в моем зачислении. Будучи уже студентом, я извинился перед Столпером, признавшись, что письмо учителя было моей хитрой тактической придумкой. На что он невозмутимо ответил: «Все правильно, ты показал себя режиссером».

Я сделал курсовой спектакль с куклами, которые мне любезно одолжил Сергей Образцов. Представляете, сам Образцов согласился помочь неизвестному студенту и даже пришел на просмотр спектакля! Посмотрев мою студенческую работу «Недреманное око» по Салтыкову-Щедрину, Герасимов распорядился: «Поставить автору пятерку, а пленку смыть». Сатирическую короткометражку посчитали антисоветчиной. И тем не менее копию фильма отправили на международный фестиваль в Оберхаузен. Это выглядит парадоксом, но он очень характерен. Такого рода «крамольные» фильмы начальство использовало в полемике с Западом как доказательство наличия свободы слова в СССР. Я получил на фестивале приз за режиссуру и до конца учебы получал именную стипендию имени Эйзенштейна. Это были немалые для тогдашнего студента деньги – 60 рублей в месяц. Кстати, «Недреманное око» восстановили к 100-летию ВГИКа. Очень современно смотрится картина сегодня, ее можно найти в Интернете.

Елена СОЛОВЕЙ: «Открытие нового мира»

Актриса («Раба любви», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Вам и не снилось»). Окончила ВГИК в 1970 году. С 1991 года живет в штате Нью-Джерси.

Почему ВГИК? – Судьба! Дважды поступала в театральный, дошла до третьего тура, но не поступила. Год проработала учительницей музыки в школе. Во ВГИК, на актерский факультет, был огромный конкурс. На вступительных экзаменах читала Пушкина, Достоевского, басни Крылова. Мне повезло, и это тоже можно считать судьбой – моим мастером был великий Борис Андреевич Бабочкин. Уникальный артист. Научить актерскому мастерству невозможно, считал он, у человека либо есть талант, либо его нет. Но нужно учиться, много работая, учиться всю жизнь, учиться у своих партнеров, режиссеров, педагогов. Практика, практика, практика. Мы, студенты нашего курса, были его детьми, и он вкладывал в нас всю свою энергию, весь опыт. Ужасно огорчался, когда у нас что-то не получалось. Болел нами. Не пропускал ни одного занятия.

Елена Соловей. «В горах мое сердце». Courtesy photo
Елена Соловей. «В горах мое сердце». Courtesy photo

Со мной учились Володя Носик, Оля Сошникова, Наталья Богунова, Сергей Гурзо и многие другие замечательные актеры. Каждый день нам показывали лучшее мировое кино – Феллини, Трюффо, Годара, премьеры Кончаловского, Соловьева. Для нас это было открытие нового мира. Потрясающие педагоги. Паола Волкова преподавала историю искусства. Дипломной работой для меня стала роль Аманды в спектакле «Стеклянный зверинец», который поставил Борис Андреевич (Бабочкин).

Во ВГИКе я познакомилась с Рустамом Хамдамовым, который учился на режиссерском факультете у Григория Чухрая. Вместе с Ирой Киселевой он снимал курсовую работу «В горах мое сердце». Они пригласили меня сыграть одну из ролей, своего рода небольшой пластический этюд. И это стало для меня судьбоносной встречей, началом моей творческой карьеры.

ВГИК определил мою судьбу, мою дорогу. Я удивительно счастливый человек. ВГИК подарил мне возможность учебы у моего мастера Бориса Бабочкина, познакомил с Рустамом Хамдамовым, открыл мне огромный мир кино.

Слава ЦУКЕРМАН: «Институт закончил с отличием, чем очень горжусь»

Кинорежиссер («Жидкое небо», «Жена Сталина», «Перестройка»). ВГИК окончил в 1966 году. В 1973 году эмигрировал в Израиль, с 1976 года живет в Нью-Йорке.

Сколько я себя помню, всегда хотел быть режиссером. Всех ребят со двора собирал, ставил спектакли. В 8 лет поставил то, что называл фильмом. Еврею поступить во ВГИК было почти нереально, и я выбрал Инженерно-строительный институт, памятуя о том, что на инженера-строителя учился сам Эйзенштейн. В институте я руководил студенческим театром, где играли Гена Хазанов и Семен Фарада. Снял любительский фильм «Верю весне», который вышел в прокат и фактически оказался первым независимым короткометражным фильмом в истории советского кино. В 1963 году ВГИК объявил набор специального курса учебного кино, куда разрешили поступать людям, уже имеющим высшее образование. Я поступил в мастерскую Бориса Альтшулера, специалиста по учебному кино. У нас преподавали все лучшие педагоги. Режиссуру нам преподавал Лев Кулешов. Я еще в детстве прочитал его учебник по режиссуре, и эту книжку знал наизусть. На учебной институтской студии я снял огромное количество фильмов, да и многим коллегам помог. Директор студии тогда понял, что у него появился важный помощник. Так я попутно получил и продюсерское образование.

Слава Цукерман (на переднем плане) на учебной студии ВГИК. Courtesy photo
Слава Цукерман (на переднем плане) на учебной студии ВГИК. Courtesy photo

Моим любимым педагогом был Владимир Бахмутский. Он преподавал иностранную литературу, а фактически социально-психологическую историю человечества, выраженную посредством литературы.

Самым счастливым периодом моей жизни я считаю два месяца после поступления во ВГИК и до начала занятий. Полная эйфория в летнем студенческом лагере инженерного института на берегу Каспия.

ВГИК я закончил с отличием, чем очень горжусь. Помогал ли ВГИК в моей дальнейшей работе? –Несомненно. То, чему нас учил Бахмутский, помогало в любой деятельности. Очень хорошо преподавал операторское мастерство Роман Ильин.

Владимир Белокуров преподавал актерское мастерство, учил будуших режиссеров работать с актерами. Он знал, что я досконально изучил систему Станиславского, и называл меня талмудистом-начетчиком. Однажды для одного важного события Белокуров попросил меня подобрать подходящие цитаты из Станиславского, что я воспринял как большую честь.

Олег ВИДОВ: «Пришлось наверстывать упущенное»

Актер («Обыкновенное чудо», «Всадник без головы», «Красная жара»).В 1966 году окончил актерский факультет ВГИК, в 1978-м – режиссерский факультет. Переехал в США в 1985 году, жил в Лос-Анджелесе. Умер в 2017 году. Вдова Олега Видова Джоан Борстен любезно предоставила «Голосу Америки» отрывки из его еще не опубликованной автобиографии (перевод с английского).

Я очень боялся поступать во ВГИК, конкурс был огромный, но я понимал, что у меня важное преимущество. Я был рабочим, участвовал в строительстве Останкинской башни. Правильное социальное происхождение. Друзья на стройке меня подбадривали, шутили: вот станешь актером, будешь нам дарить бесплатные билеты в кино.

Олег Видов. «Обыкновенное чудо». Courtesy photo
Олег Видов. «Обыкновенное чудо». Courtesy photo

И вот, наконец, последний тур. Нас было 12, и все мы жутко нервничали. Нас пригласили в комнату, где мы сели на стулья, поставленные вдоль стены. Приемная комиссия в составе восьми человек сидела за длинным столом вдоль окна. Я узнал Тамару Федоровну Макарову. Соседка прошептала, указывая на лысого мужчину рядом с ней: «Это Герасимов, самый важный из всех». Я впитывал все детали и краем глаза увидел, как Макарова локтем слегка толкнула соседа и кивнула в мою сторону. Тот посмотрел, одобрительно кивнул и что-то сказал своей другой соседке. Когда дошла очередь до меня, я прочитал отрывок из поэмы Павла Антокольского «Сын». Меня спросили, чем я занимаюсь, я рассказал о работе на строительстве телебашни. Увидел, как улыбнулась Макарова. И подумал: вот она, улыбка феи-волшебницы, превращающей Золушку в принцессу...

День, когда я узнал о зачислении, стал счастливейшим днем моей жизни. И не только для меня, но и для моей мамы и для тети Нюты, которая руководила самодеятельным театром.

Как и большинству студентов, стипендии не хватало. Репетиции частенько заканчивались поздно вечером, мы держались только на энтузиазме и сладком чае. Брали чай в столовой по три копейки за стакан, столовая щедро снабжала нас бесплатным черным хлебом с солью и горчицей. К счастью, хлеб никогда не кончался.

Когда меня стали приглашать сниматься, наш декан Ким Арташесович Тавризян поставил вопрос ребром: «Или учеба, или съемки». Я продолжал сниматься, и меня отчислили. Я тогда снялся в нескольких главных ролях. И только вмешательство Эраста Гарина и Владимира Басова, написавших письмо в Госкино, помогло мне восстановиться во ВГИКе. Мне пришлось наверстывать упущенное, и я всерьез взялся за учебу. Я не жаловался, считая, что это огромная удача, что я выиграл в лотерею. Получил диплом об окончании через восемь месяцев. Спустя годы окончил еще и режиссерский факультет (мастерская Ефима Дзигана). Моим дипломным проектом был короткометражный художественный фильм «Переезд» по моему собственному сценарию.

Уважаемые посетители форума, пожалуйста, используйте свой аккаунт в Facebook для участия в дискуссии. Комментарии премодерируются, их появление на сайте может занять некоторое время.

XS
SM
MD
LG