Линки доступности

«Полет пули» продолжится в Нью-Йорке


Кадр из фильма. Courtesy photo.

Многострадальный фильм об украинских бойцах покажут на фестивале Film Comment Selects

В 19-й раз в Нью-Йорке пройдет ежегодный фестиваль, организованный Линкольн-центром и редакцией киноведческого журнала Film Comment. 7 февраля в рамках этого смотра будет показан полнометражный документальный фильм «Полет пули» (Flight of a Bullet), снятый молодым российским документалистом Беатой Бубенец.

Три новеллы

Фестиваль Film Comment Selects отбирает фильмы, руководствуясь вкусом и эрудицией редакторов и экспертов журнала. Достаточно назвать несколько имен выдающихся режиссеров, фильмы которых были включены в программы прошлых лет, - Терренс Малик, Клер Дени, Оливье Ассайас, Пак Чхан-ук, Кэтрин Бигелоу и Вернер Херцог.

Это не первый показ фильма Беаты Бубенец в США. В прошлом году «Полет пули» демонстрировался в программе документального кинофестиваля True/False Film Fest в Коламбии, штат Миссури.

80-минутный фильм, снятый одним кадром в августе 2014 года, представляет собой несколько эпизодов из жизни бойцов украинского добровольческого батальона «Айдар» на востоке Украины в зоне боевых действий между украинской армией и пророссийскими сепаратистами.

Беата Бубенец работала журналисткой в Нижнем Новгороде и Москве. Выпускница Школы авторского документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова (Михаил Угаров скончался в апреле прошлого года. – О.С.). Ранее она сделала фильмы о православном активисте Дмитрии Энтео («Божья воля») и об одном из участников Евромайдана («Чечен»).

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Фильм «Полет пули» можно условно разделить на три части-новеллы. В первой молодого парня, мирного жителя, бойцы «Айдара» арестовывают на КПП по подозрению в пособничестве сепаратистам и везут в свой штаб. Там его допрашивают и убеждаются, что он «свой». Во второй новелле один из бойцов по телефону долго выясняет отношения с подругой, которую подозревает в измене. И, наконец, в третьей бойцы батальона балагурят и шутят с режиссером, остающейся за кадром, и готовят трапезу.

Беззаконие и угрозы

В декабре 2017 года показ «Полета пули» на московском фестивале «Артдокфест» был сорван из-за хулиганских действий ультраправых активистов из движения SERB, протестовавших против показа фильма «про фашистов». Во время сеанса они ворвались в зал, стали мешать и угрожать зрителям, разлили в зале какую-то пахучую жидкость. Сеанс был прерван, хулиганов забрал ОМОН. Все сеансы того дня организаторы фестиваля отменили по соображениям безопасности.

Президент фестиваля Виталий Манский по скайпу прокомментировал «Голосу Америки» те события.

«Они (нападавшие) считают свои взгляды государственной доктриной и чувствуют себя очень комфортно, - сказал Манский. – Мы подали тогда заявление в полицию, но никакого эффекта оно не произвело. Зачинщики нападения не были, по сути, наказаны, им дали, если не ошибаюсь, всего по несколько суток. Все это явно делалось формально, для отвода глаз».

«Экстремисты выступали против картины, которую они не видели, - отметил далее президент «Артдокфеста». - Они читали только краткое описание в каталоге. Атакующие картину Беаты Бубенец люди не понимают, что она не находится ни на одной из сторон баррикад и предъявляет войну с максимальным дистанцированием своего авторского участия. Они не понимают, что там война показана во всех ее противоречиях, брутальности, грязи, цинизме, всего того, что делает войну самым мерзким занятием на планете Земля».

Как сообщил Манский, громкий инцидент с «Полетом пули», как и ряд других аналогичных случаев, заставил руководство «Артдокфеста» изменить практику показа фильмов на фестивале.

«Понимая, что мы не в состоянии обеспечить безопасность своих зрителей и вынуждены подчиняться беззаконию российских судов, - сказал Манский, - а также новым правилам государственного лицензирования фильмов, без которых они не могут публично демонстрироваться на территории РФ, мы вынуждены отказаться от показа в России такого рода фильмов».

Он сообщил, что на последнем «Артдокфесте» в 2018 году в фестивальном каталоге фигурировали 127 названий, но фактически на территории России их показали меньше половины, остальные не получили разрешения.

«Провокативный опыт»

«Весь сценарий («Полета пули»), который можно одним махом претворить в игровой триллер, четко и ясно запечатлевает судебные нормы фронтовой зоны в действии, - писал в корреспонденции с фестиваля True/False кинокритик журнала Film Comment Николас Рэполд. – Но это еще и открывшееся окно в реальность, где пролитая кровь меняет жизнь и усугубляет мужскую агрессию».

Впрочем, далеко не все западные критики в восторге от «Полета пули».

«Примерно треть фильма состоит из съемки Беатой полуголого солдата, который ведет будничную беседу с подругой по телефону, и это не впечатляет, - пишет автор сайта DMovies, рецензируя картину в сентябре 2018 года, когда она была показана на фестивале Open City Doc Film Fest в Лондоне. – «Полет пули» рекламируют как «провокативный опыт изучения того, как насилие в зоне конфликта пропитывает повседневную жизнь». Но фильм можно считать изучением насилия в той же мере, как наблюдение за незнакомыми людьми, разговаривающими на улице, можно считать изучением человечества. В нем скудно использованы механизмы обретения информации, в нем мало технического блеска и абсолютно отсутствуют художественные качества. В конечном итоге, это образчик партизанского кино, и очень произвольный фрагмент очень сложного конфликта. Фильм совершенно лишен контекста, так что зрителю самому приходится складывать все элементы в единое целое».

Человек с камерой

В то ж время Марина Разбежкина и Виталий Манский высоко оценивают фильм Беаты Бубенец.

«Мне нравится это кино, - сказала Марина Разбежкина в скайп-интервью «Голосу Америки», - мне кажется, оно очень серьезное. На протяжении 80 минут происходит смена трех сюжетов. Это дневник собственной жизни человека с камерой на войне, который не специально собирается снимать ту или другую сторону, не собирается создавать идеологическое произведение. Она (Беата Бубенец) фиксирует то, что происходит вокруг, и ты понимаешь, что она, наверное, и есть главный герой. Она проживает собственную жизнь с камерой среди людей, которые оказываются здесь, рядом. На самом деле это фильм о человеке с камерой».

Виталий Манский во время интервью по скайпу. Фото Олега Сулькина.
Виталий Манский во время интервью по скайпу. Фото Олега Сулькина.

«Это очень серьезная, глубокая картина, - отметил Виталий Манский. –Здесь мы видим фактически прямое включение в войну. Уникальная вещь, которая никогда никем не была повторена. Абсолютно радикальная новаторская картина. Повторю то, что не раз уже говорил: независимо от разных оценок качества картины, она просто обречена попасть в учебники истории документального кино».

Уважаемые посетители форума, пожалуйста, используйте свой аккаунт в Facebook для участия в дискуссии. Комментарии премодерируются, их появление на сайте может занять некоторое время.

XS
SM
MD
LG