Линки доступности

Умерла Кира Муратова


Кира Муратова на презентации фильма «Вечное возвращение» на 7-м Римском международном кинофестивале. Ноябрь 2012 г.

Проводы великого кинорежиссера будут долгими

Умерла кинорежиссер Кира Муратова. Ей было 83 года. О смерти Киры Георгиевны, наступившей после тяжелой болезни, сообщил ее муж – художник и драматург Евгений Голубенко.

Муратова ушла из жизни в Одессе, городе, ставшем для нее родным и любимым. Здесь, в начале 60-х, она начала снимать кино по окончании ВГИКа. А родилась она в Бессарабии (нынешняя Румыния) в 1934 году. Затем, в годы войны, до эвакуации жила в Кишиневе.

Как мы знаем, кино действует на людей по-разному. Но горестно бушующий океан социальных сетей, оплакивающий уход выдающегося и любимого мастера, выкристаллизовал в качестве рефрена одну, на удивление общую эмоцию. На финальном эпизоде одного из лучших, если не лучшего фильма Муратовой «Долгие проводы», почти все признаются, что плакали: и женщины, и мужчины, и романтики, и скептики, и профи кино, и любители, в общем, самые разные люди.

Кадр из фильма «Короткие встречи»
Кадр из фильма «Короткие встречи»

​Кира Муратова при жизни стала классиком советского и мирового кино. Она сняла полтора десятка полнометражных фильмов на Одесской киностудии и на «Ленфильме». Достаточно назвать, помимо «Долгих проводов», такие этапные картины, как «Короткие встречи», «Перемена участи», «Астенический синдром», «Настройщик», «Два в одном». В 2012 году после фильма «Вечное возвращение» она объявила об уходе из кинематографа.

Кадр из фильма «Вечное возвращение»
Кадр из фильма «Вечное возвращение»

«Мне не надо, чтобы про меня снимали документальное кино. Дневники и всё, что когда-то писала, хочу сжечь, уничтожить. И пепел мой развейте, раздуйте и на помойку меня выбросьте, отдайте в зоопарк на съедение зверям. Хочу, чтобы от меня остались только фильмы — и всё».

Так могла сказать только она, Кира Муратова. Человек бесстрашный и честный, чуждый любой рисовки и тщеславия, любого самовосхваления.

Да, ей вручали призы, в том числе, и очень значимые, но она никогда не почивала на лаврах, никогда ее не занимали мишура светской жизни, тусовочные сиюминутные радости. А вот радость возвращения с цензурной «полки» на волне перестройки ее двух ранних замечательных фильмов, «Долгие проводы» и «Короткие встречи», она ощутила сполна. Как и дорожила вниманием зрителей к своим фильмам и в своей стране, и за рубежом.

Ее герои, говоря словами Окуджавы, «люди невеликие», более того, странноватые, необычные, добрые, рассеянные, закомплексованные, со своими «тараканами» и увлечениями (так, «Увлеченья», назывался один из ее фильмов). Ее герои сталкивались и взаимодействовали в крайне необычных и в то же время вполне будничных обстоятельствах. Они бесконечно долго выясняли отношения, порой повторяясь в своих аргументах и риторике как заезженная пластинка, и становилось ясно, что именно человеческая сердцевина всего сущего принципиально важна для режиссера.

Режиссер-демиург, она умела увидеть в известных актерах то, что не могли увидеть самые талантливые ее коллеги. Умела каким-то мистическим образом настроить их психологические вибрации на ту единственную волну, которую сама ощущала. И поэтому то, что сыграли в ее фильмах Владимир Высоцкий и Олег Табаков, Зинаида Шарко и Нина Русланова, Рената Литвинова и Алла Демидова, они не могли повторить в других своих ролях. Пожалуй, только одной Ренате Литвиновой удалось «законсервировать» и даже развить в своих режиссерских опытах фирменные муратовские интонации.

«Киномир Муратовой отличается от привычных нам кинематографических миров и уже одним этим может вызывать раздражение консервативного зрителя, – пишет о ней в своей книге «Муратова. Опыт киноантропологии» философ, теоретик киноискусства, профессор Нью-Йоркского университета Михаил Ямпольский. – Муратова в первую очередь привлекательна для меня тем, что стоит в стороне от обанкротившейся отечественной кинотрадиции».

Да, она была и остается одиночкой – и в Советском Союзе, и в постсоветской независимой Украине, патриотом которой стала Муратова.

«Ее отличала неукротимая самостоятельность видения, понимания людей, – пишет о Муратовой драматург Александр Гельман. – Характеры, которые живут в ее фильмах, особенно характеры женщин, изображены исчерпывающе, навечно. Она верила в особенности своего дарования, доверяла себе без колебаний, училась только у самой себя, совершенствуя свое неповторимое мастерство от картины к картине. Большую часть жизни ей жилось трудно, бедно, но она никогда не жаловалась».

И ведь верно: ее фильмы не подверстываются ни под один стилистический и концептуальный тренд. Можно много говорить о родовой близости с Чеховым, Хармсом, Ионеско, Бунюэлем, но никто из кинорежиссеров новых поколений не может похвастать тем, что впитал и освоил муратовскую школу «повседневного сюрреализма».

«Мне казалось, что она одна на всем свете меня понимала, – пишет в Facebook кинокритик и журналист Екатерина Барабаш. – Только она объяснила мне, наконец, почему не надо стыдиться и стесняться того, что я маленькое нелепое существо. Только ей я поверила, что Бог, придумывая формулу человека, специально сделал крохотную ошибку, зная, что любить идеал невозможно. Мне хотелось жаться к ней, к этой дюймовочке в рыцарских доспехах, и я миллион раз пересматривала "Долгие проводы", и видела себя, и плакала – по-детски, морща нос и втягивая сопли, потому что никто лучше Муратовой не показал любовь, нежность, тревогу, раздражение, хрупкость и силу нелепых персонажей в нелепых обстоятельствах. Она умерла в день рождения Пушкина. Словно один гений вдохнул, другой – выдохнул...».

Уважаемые посетители форума, пожалуйста, используйте свой аккаунт в Facebook для участия в дискуссии. Комментарии премодерируются, их появление на сайте может занять некоторое время.

XS
SM
MD
LG