Линки доступности

Украинские порты в Азовском море несут убытки из-за строительства Керченского моста


Строительство Керченского моста

В министерстве инфраструктуры Украины говорят о сотнях тысяч тонн недопоставленных товаров

КИЕВ – В Украине заявляют об убытках от «незаконного строительства» Керченского моста, завершение которого негативно повлияет на импорт металла и зерна из акватории Азовского моря. Об этом заявил украинский министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян во время открывшейся в Киеве 28 ноября Международной конференции по морской безопасности.

«На сегодняшний день наблюдается уменьшение количества судозаходов и грузооборота в морские порты Мариуполя и Бердянска, что отрицательно сказывается на экономических показателях предприятий. Россией на постоянной основе нарушаются основополагающие принципы международного морского права, она ведет активную хозяйственную, рыбохозяйственную деятельность, строительно-инженерные работы в исключительной морской экономической зоне и территориальных водах Украины, а также продолжает совершать противоправные по отношению к Украине действия, которые со временем приобретают системный характер», – отметил министр Владимир Омелян, сообщает пресс-служба министерства инфраструктуры Украины.

По его словам, возводимый мост между аннексированным Крымом и Россией, из-за габаритов конструкции требует определенных параметров для прохождения судов.

«Значительно ухудшится состояние зерновой логистики Азовского региона вследствие существенного подорожания фрахта морских судов, которые будут соответствовать габаритным требованиям пропуска через Керченский пролив. Например, уже сейчас около 50% морских судов, которые были загружены на терминале ООО «Укртрансагро» (порт Мариуполь) за прошлый маркетинговый год, не соответствуют габаритным ограничениям (моста – Т.Б.)», – сообщает пресс-служба министерства инфраструктуры.

Строительство моста, по данным ведомства, приведет к тому, что по итогам 2017 года Мариупольский порт потеряет 705 тысяч тонн грузопотока, порт Бердянска – 448,7 тысяч тонн грузопотока. Потери экспорта украинского металла в США ежегодно оцениваются на уровне не менее одного миллиона тонн.

«Незаконное строительство Керченского моста нужно срочно остановить и это возможно только под давлением международных партнеров Украины и дополнительных санкций против России как государства, против компаний и физических лиц, причастных к незаконному строительству», – подчеркнул Владимир Омелян.

Проект реализации моста через Керченский пролив между Россией и Крымом начал осуществляться после аннексии Россией крымского полуострова в 2014 году. По данным строителей сооружения, в декабре 2018 года должен состояться запуск автомобильной части моста, через год, в декабре 2019 года — железнодорожной его части.

Крымский мост, торговля и суды

Экономический эксперт Борис Кушнирук считает, что возводимый мост политически и экономически нарушает международные законы, влияет на украинские торговые отношения в регионе.

«Крым после оккупации превратился в остров и идея соединить его с Россией не нова – немцы во время Второй мировой хотели построить мост, эту идею навязывали и Украине, чтобы она вместе с Россией строила мост – во времена Януковича. Но о его расположении очень многие из экспертов, изучавшие этот вопрос, отмечали, что в силу геологической структуры дна, штормов, льда, погодных условий неизвестно, выстоит ли вообще этот мост. Для России этот мост отображает символически и физически связь, и это как бы навсегда. Но «никогда не говори никогда», и когда в России начнутся проблемы, и все начнет валиться, Украина сможет вернуть территорию, хотя это не так быстро случится, как нам хотелось бы», – говорит Борис Кушнирук корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».

По его словам, Украина будет добиваться справедливости и возмещения убытков в международных судах по данному факту.

«И будет принуждать Россию оплачивать убытки. И, конечно, это все не так быстро произойдет, но изменения в мировой парадигме и технологиях приведут к тому, что возможности России будут сокращаться, учитывая, что ментально кроме сырья она производить ничего не может, а вопрос о том, за счет чего эта империя будет выживать – будет очень актуальным уже в ближайшие годы», – говорит Борис Кушнирук, указывая на перспективу Украины вернуть аннексированный крымский полуостров.

В экономике для украинских портов в акватории Азовского моря этот мост, по его словам, создает определенные проблемы.

«Теперь суда с определенным уровнем дедвейта становятся экономически невыгодными для использования по транспортировке грузов. Несомненно, что для портового Мариуполя можно ожидать потери возможностей в отгрузке двух главных экспортных групп – металла и зерна. Но нужно также понимать, что проблемы, которые возникают, шире проблем вокруг одного моста – это проблемы, которые создала Россия для Украины в связи с аннексией Крыма», – подчеркивает Борис Кушнирук.

От торговли до безопасности в регионе

Руководитель программ Аналитического центра «Дикси Групп» Роман Ницович считает, что габариты для прохождения украинскими судами под Керченским мостом могут также повлиять на поставки коксующегося угля для металлургических предприятий Мариуполя.

Вместе с тем, по его словам, мостовое соединение аннексированного Крыма к России следует рассматривать с позиции нарушения баланса безопасности в регионе.

«Этот мост открывает возможности поставок товаров, но и новых поселенцев на полуостров. Россия активно заинтересована в наращивании военной инфраструктуры на аннексированном полуострове. И мы видим, что именно это направление они хотели бы развивать, и сделать полуостров военной базой, а не курортом с прямым автомобильным и железнодорожным соединением. По задумке Москвы, милитаризация полуострова должна решить и экономические проблемы аннексированной территории: создать рабочие места и инфраструктурные объекты», – говорит Роман Ницович корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».

Экономика аннексированного крымского полуострова, по мнению Романа Ницовича, не самодостаточна без связи с любым материком.

«Мост, мы понимаем не только как пиар, и демонстрацию российских возможностей для внешнего мира, ради которого пришлось пожертвовать многими необходимыми для простых россиян, объектами. Россия решает вопросы товарных кризисов в Крыму, однако тем самым создает предпосылки для проблем с навигацией и заходом суден в украинские порты», – подчеркивает Роман Ницович.

Без драмы: о новых технических условиях

Директор Информационной компании «ПроАгро» Николай Верницкий считает, что в новых обстоятельствах по каждому отдельному случаю зернотрейдеры, вероятно, будут принимать отдельное решение. Он говорит, что не стал бы драматизировать ситуацию, в связи с новыми техническими условиями для прохождения судов в Керченском проливе.

«Я думаю, что теперь с новыми техническим условиями компании, которые фрахтуют суда, будут подстраиваться под обстоятельства и выбирать суда, которые смогут пройти под этим мостом. Я не вижу никакой проблемы для украинского зернового экспорта. С моей точки зрения, сейчас отсутствует угроза, чтобы экспорт зерна из азовских портов остановился, и, во-вторых, что он снизится – это угроза является теоретической. Скорее всего, этот мост усложнил работу для украинских зернотрейдеров, но усложнил – это не остановил транспортные потоки», – отмечает в комментарии Русской службы «Голоса Америки» Николай Верницкий.

По мощности другие порты Украины, по словам Николая Верницкого, также способны перенять потоки, которые могли бы гипотетически перейти из азовского региона.

«Суда, которые загружают в азовских портах, не такие уже и большие – класса Handymax. В данном случае нужно рассматривать каждый отдельный сухогруз. Например, сухогрузы «А» и «Б» по грузоподъемности одинаковы, но ограничения могут касаться только одного из них», – подчеркивает Николай Верницкий.

Уважаемые посетители форума, пожалуйста, используйте свой аккаунт в Facebook для участия в дискуссии. Комментарии премодерируются, их появление на сайте может занять некоторое время.

XS
SM
MD
LG