Линки доступности

В Нью-Йорке открылся фестиваль правозащитного кино


Лия Сапин, фестивальный отборщик

В этом году тон задают женщины-режиссеры

Мальчуган, живущий в военной зоне, воспринимает стрельбу и взрывы как нормальный фон существования. Девушка готова идти на смерть, бросая вызов заплесневелым традициям и правилам. Молодой политик ищет нестандартные пути оздоровления неблагополучного района, погрязшего в преступности и наркомании.

Драматичные судьбы самых разных людей во всех уголках планеты взяты крупным планом в фильмах 29-го Правозащитного кинофестиваля (The Human Rights Watch Film Festival), открывшегося в четверг, 14 июня в Нью-Йорке. Документальные и игровые фильмы самой злободневной тематики показываются ы эти дни в залах двух соорганизаторов смотра – Кинообщества Линкольн-центра и Центра независимого кино (IFC) в Гринвич-Виллидже. Фестиваль продлится до 21 июня.

Гендерный акцент

«В программе этого года 15 очень актуальных и острых фильмов, причем 10 из них поставлены режиссерами-женщинами, а еще два в содружестве с режиссерами-мужчинами, – сказала в интервью Русской службе «Голоса Америки» Лия Сапин (Leah Sapin), одна из отборщиков фестиваля. – И заметьте, в формировании программы мы вовсе не ставили целью непременно дать преимущество женщинам, а руководствовались объективными критериями качества и злободневности».

На открытии фесиваля показали документальную ленту «На ее плечах» (On Her Shoulders). В центре ее – 23-летняя Надиа Мурад, представительница этнической группы курдов-езидов, уцелевшая после жестокого обращения в плену у боевиков ИГИЛ. Надиа Мурад после просмотра ответила на вопросы публики.

«На ее плечах» (On Her Shoulders)
«На ее плечах» (On Her Shoulders)

Два документальных фильма посвящены положению женщин в Афганистане. «Тысяча таких девушек как я» (A Thousand Girls Like Me) рассказывает о молодой матери, ищущей справедливости в суде, который настроен винить в сексуальном насилии не насильника, а жертву.

Героини фильма «Перед лицом дракона» (Facing the Dragon), две бесстрашные афганки, депутат парламента и журналистка, рискуют всем, чтобы добиться справедливости для своих семей.

«Наила и восстание» (Naila and the Uprising) прослеживает судьбу нескольких палестинок, сыгравших решающую роль в первой интифаде. Пятеро героинь ленты «Женщины венесуэльского хаоса» (Women of the Venezuelan Chaos) ищут способы помочь своим семьям и согражданам выживать в условиях национального кризиса.

Автор поэтического и трогательного фильма «Ангкор» (Angkar) вместе со своим отцом, живущим во Франции, совершает путешествие на родину, в Камбоджу, и, одновременно, в страшное прошлое, время правления «красных кхмеров», которое многие их соотечественники хотели бы вычеркнуть из коллективной памяти.

Тема прошлого, которое не оставляет и требует немедленных действий, еще более наглядно представлена в испанской документальной картине «Молчание других» (The Silence of Others). Дети и внуки жертв режима Франко протестуют против узаконенного срока давности и массовой амнезии, добиваясь суда над бывшими палачами и их пособниками.

«Молчание других» (The Silence of Others)
«Молчание других» (The Silence of Others)

Несколько особняком стоит фильм «Чистильщики» (The Cleaners), приоткрывающий завесу над миром дигитальных операций и секретных проектов, которые призваны цензурировать контент Интернета. Зрителей познакомят с бойцами невидимого фронта, нанятыми крупными электронными корпорациями и владельцами социальных сетей для «профилактических» акций, призванных убирать неудобную и маргинальную информацию из «мировой сети».

Попытка идентификации

Как подчеркнула Лия Сапин, в программу включены три фильма, касающиеся острых проблем с правами человека в США.

«Город с шармом» (Charm City) знакомит с самым неблагополучным районом Балтимора, где убийства и уличное насилие стали обыденной повседневностью, где безработица среди афроамериканской молодежи достигает пятидесяти процентов, и где «американская мечта» кажется жителям несбыточным миражом.

В фильме показаны и обнадеживающие попытки общинных активистов и местных политиков укрепить взаимопонимание с полицией, которая пока воспринимается многими жителями района как враждебная и предвзятая сила.
В положении трансгендеров в армии США пытаются разобраться создатели фильма «TransMilitary». Они познакомят зрителей с четырьмя представителями этого сексуального меньшинства, которые требуют официального признания своих прав, в том числе, и права служить в вооруженных силах. Любопытно, что именно американская армия является самым крупным работодателем трансгендеров в США.

В день закрытия, 21 июня, зрители увидят фильм «Бесстрашные» (The Unafraid) – о трех школьниках-выпускниках в штате Джорджия. Они – «мечтатели», дети нелегальных иммигрантов, подпадающие под действие программы DACA. Власти запрещают принимать их в высшие учебные заведения на территории штата. Но ребята одержимы желанием получить хорошее образование и ищут разные пути, чтобы обойти запрет.

«Бесстрашные» (The Unafraid)
«Бесстрашные» (The Unafraid)

Лия Сапин подчеркивает главную, на ее взгляд, общую черту большинства фильмов программы.

«Все они сфокусированы на конкретных людях, на их судьбах, на их страданиях и борьбе, – сказала она. – Простой, академичный анализ, с цифрами, фактами и мнениями, принятый в сегодняшней документалистике, может оставить зрителя равнодушным. Но когда мы идентифицируем себя с героями лент, реакция зрителей совсем другая, полная эмоций и сострадания».

В качестве примера она привела фильм датского режиссера Саймона Уилмонта «Далекий лай собак» (The Distant Barking of Dogs), где в центре истории мальчик и его бабушка, живущие в зоне вооруженного конфликта Украины и пророссийских сепаратистов. «Бывают тихие дни, – говорит на камеру бабушка, – но они хуже чем тишина. Это как затишье перед штормом».

Последние годы фестиваль правозащитного кино развивает сотрудничество с онлайн-платформой Mubi. При этом организаторы фестиваля, по их словам, не испытывают никаких опасений, что доступ к ряду фильмов в Интернете ослабит интерес нью-йоркской публики к просмотрам в кинозалах.

«Главная фишка фестиваля в том, что каждый фильм представляют его создатели, а после сеанса они вместе с киноэкспертами отвечают на вопросы публики, - объяснила Лия Сапин. – За почти тридцать лет в Нью-Йорке сформировалась целевая аудитория, которая каждый год с нетерпением ждет очередной фестиваль».

Уважаемые посетители форума, пожалуйста, используйте свой аккаунт в Facebook для участия в дискуссии. Комментарии премодерируются, их появление на сайте может занять некоторое время.

XS
SM
MD
LG