Линки доступности

В Украине – последний день агитации перед выборами президента


По данным наблюдателей, более трети кандидатов – 16 из 39-ти – не проводили полноценные избирательные кампании

КИЕВ – В Украине завершается предвыборная агитация кандидатов на пост президента на выборах, которые пройдут в ближайшее воскресенье – 31 марта. В полночь с пятницы на субботу наступает, так называемый «день тишины» перед выборами кандидатуры лидера Украины. В субботу, 30 марта, запрещена любая агитация кандидатов.

Украинское национальное информационное агентство цитирует статью 57 закона «О выборах Президента Украины», в которой говорится, что предвыборная агитация начинается кандидатом на пост главы государства на следующий день после дня его регистрации Центральной избирательной комиссией и заканчивается в 24 часа последней пятницы перед днем выборов.

Согласно календарному плану Центризбиркома, с 29 марта запрещается обнародование или распространение результатов опроса общественного мнения, связанных с президентскими выборами.

ОПОРА об агитации на выборах

Гражданская сеть «ОПОРА» 29 марта в своем третьем отчете наблюдений за президентской кампанией в Украине отмечает, что в течение всего избирательного процесса лишь пять кандидатов в президенты (Петр Порошенко, Юлия Тимошенко, Анатолий Гриценко, Олег Ляшко и Владимир Зеленский) провели масштабные общенациональные агитационные кампании, которые охватывали все регионы страны.

Выборы президента Украины
please wait

No media source currently available

0:00 0:02:42 0:00

«Правда, Владимир Зеленский концентрировался больше на медийной агитации и распространении визуальной политической рекламе, чем на публичных встречах с избирателями. Агитационная активность остальных кандидатов носила более избирательный характер относительно методов и территориального охвата. Более трети кандидатов (16 из 39) не проводили полноценных избирательных кампаний, несмотря на то, что многие из них обеспечили себе существенное представительство в составе избирательных комиссий разных уровней», – отмечается в пресс-релизе на сайте организации.

Эксперты «ОПОРЫ» отмечают, что количество подкупов, официально зафиксированных правоохранительными органами инцидентов, «несколько меньше, чем количество информационных сообщений», «регулярно тиражируемых политическими оппонентами».

«Наблюдатели Гражданской сети «ОПОРА в течение времени наблюдения направили в Национальную полицию 616 обращений. Среди обращений – случаи, содержащие признаки административных правонарушений, большинство (498) касалась размещения или распространения агитации без исходных данных», – подчеркивается в сообщении «ОПОРЫ».

Напомним, что в плановая президентская избирательная кампания началась в Украине 31 декабря 2018 года. Она завершается голосованием в день выборов лидера страны 31 марта 2019 года. Для участия в избирательном марафоне Центризбирком Украины зарегистрировал документы 44 кандидатов. Фактически, в гонке взяли участие 39 граждан Украины. Центральная избирательная комиссия, без решения ЦИК, запретила внесение изменений в избирательные бюллетени с использованием штампа «Выбыл» в списках кандидатов, сообщает 29 марта УНИАН.

«Белые» и «черные» технологии на выборах президента

Вице-президент независимого аналитического центра геополитических исследований «Борисфен Интел» Игорь Харченко считает, что в ходе уходящей президентской кампании были использованы как «белые», так и «черные» политтехнологические приемы.

«У нас все было – и поливание грязью друг друга, и использование админресурса, и давление на кандидатов. Эти методы всегда присутствовали и ничего уникального другого не происходило. Из ноу-хау можно отметить использование нестандартных методов ведения коммуникации в кампании Владимира Зеленского. Теперь понятно, что этот политический проект не сегодняшнего дня, использование телесериала с его участием, было промоушеном для кандидата в президенты. Это политическая новинка, которой не было раньше ни у кого из кандидатов», – говорит Игорь Харченко корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».

Социальные опросы, по его мнению, демонстрировали «сомнительное лидерство» то одного, то другого кандидата в президенты.

«Начинаешь сомневаться в правдивости этих соцопросов. И, очевидно, что выборка, которая заявляется для сбора общественного мнения по тому или другому вопросу, – до трех тысяч респондентов для Украины – мизерная для того, чтобы реально представить всю ситуацию в стране», – подчеркивает Игорь Харченко.

Репрезентативные и объективные результаты, подчеркивает политолог, можно было бы получить при опросе о25-ти и более тысяч украинцев.

Вместе с тем, Игорь Харченко говорит, что помимо внутренних политических технологий, нельзя отрицать внешнее влияние на ход президентской кампании в стране.

«Для того, чтобы утверждать это – необходимы доказательства в уголовном производстве. Но допускать, что такое влияние было – возможно. Украина очень важна в мире, особенно в евразийском регионе, и основные геополитические игроки готовы усиливать свои интересы в стране», – подчеркивает Игорь Харченко.

Факты, конкурентность и «политические бумеранги»

Кампания – конкурентная, свободная, с очень незначительными рейтинговыми отрывами между кандидатами. Так кратко политолог Олеся Яхно-Белковская характеризует текущую президентскую кампанию в последний день агитации – в пятницу, перед «днем тишины» и днем голосования 31 марта.

«Огромное количество кандидатов, небольшие рейтинговые разрывы между ними, очень все открыто и без ограничений для высказываний, без запретов для оценок их действий. В условиях войны была сохранена свобода слова вместо более четкой вертикали информационной власти – во время войны это очень значимо. В отличие от предыдущих выборов, когда было два главных кандидата, нынешний формат можно называть «3+2» – три базовых кандидата и два с постоянно меняющимся рейтингом», – говорит Олеся Яхно-Белковская корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».

Она считает, что нынешняя президентская кампания запомнится избирателю также и большим количеством обвинений в адрес представителя от власти. Однако эти попытки – доказать причастность к нарушениям, провались, и ударили бумерангом по оппонентам, подчеркивает политолог.

«Это было большой ошибкой оппозиционных кандидатов делать ставку в ходе кампании на голословные обвинения в адрес власти. В итоге очень многие из кандидатов от оппозиции и один из главных претендентов на выход во второй тур – Юлия Тимошенко потеряли свои рейтинговые позиции. Ряд обвинений носили откровенно неправдивый характер. В этом смысле, кандидат от власти хороший он или плохой, но он единственный, который сделал ставку на результат и оценку своих шагов как политик, исходя из конкретных результатов», – отмечает Олеся Яхно-Белковская.

Важным отличием нынешней президентской кампании от предыдущих, она называет реакцию кандидата, который не попадет во второй тур. «Важна его позиция, его желание принять результаты первого тура голосования, или заявить, что они были сфальсифицированы», – утверждает Олеся Яхно-Белковская.

О методах власти на выборах

Нынешнюю президентскую кампанию председатель совета директоров Института политических и маркетинговых исследований имени Тараса Шевченко Владимир Бондаренко называет самой кровавой в истории Украины, поскольку она проходит в условиях войны и непрекращающейся агрессии России.

«Пять лет идет война, олигархи продолжают делать бизнес на крови. Они стали не беднее американских миллиардеров. При этом избирательная кампания отличается жесткостью власти по отношению к своим конкурентам. Если раньше власть в основном перекрывала источники финансирования конкурентов, то на этих выборах она пошла дальше – встала на путь раздробления оппозиционных сил», – говорит Владимир Бондаренко в комментарии корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».

По его словам, в прессе неоднократно сообщалось о создании, так называемых «сеток» избирателей – списков граждан, которые готовы проголосовать за одного кандидата от власти.

«Что бы ни говорили о Викторе Ющенко, который был в подобной ситуации и с подобным рейтингом, но он не пошел на победу любой ценой и занял невысокое место. В истории президент Ющенко остался относительно честным политиком, с таким же рейтингом, как у Петра Порошенко», – считает Владимир Бондаренко.

Политолог отмечает, что созданные «сетки» избирателей, в случае победы кандидата от власти, могут быть использованы в ходе парламентской кампании, осенью 2019 года.

Уважаемые посетители форума, пожалуйста, используйте свой аккаунт в Facebook для участия в дискуссии. Комментарии премодерируются, их появление на сайте может занять некоторое время.

XS
SM
MD
LG