Темы / Культура

    Фильм «Бум. Крах. Бум»: весело о серьезном

    Когда куклы поют куплеты о финансовом кризисе

    Кадр из фильма
    Кадр из фильма

    НЬЮ-ЙОРК - Какое отношение имеет Терри Джонс (Terry Jones) из легендарной британской комической группы «Монти Пайтон» (Monty Python) к мировому финансовому кризису 2008 года? Теперь - самое непосредственное. Один из ключевых участников «пайтонов», Джонс стал вдохновителем и одним из авторов нового документального фильма «Бум. Крах. Бум» (Boom Bust Boom), который 11 марта вышел на экраны в США. Он показывается сначала в Нью-Йорке, а затем, 15 марта, станет доступен подписчикам сервисов iTunes и On Demand.

    «Это фильм об ахиллесовой пяте капитализма, - говорит Терри Джонс с экрана, - о том, как человеческая природа вовлекает экономику в кризис, снова и снова».

    Джонс объединил силы с голландским экономистом-ветераном Тео Кокеном (Theo Kocken), чтобы детально и всесторонне изучить причины мирового экономического кризиса 2008 года. Режиссерами этого необычного проекта, наряду с Терри Джонсом, выступили его сын Билл Джонс (Bill Jones) и Бен Тимлетт (Ben Timlett). Билл и Бен уже работали вместе над документальным фильмом о Грэме Чэпмене, рано ушедшем участнике шестерки «пайтонов».

    В новой картине высказывания многочисленных «говорящих голов» прослаиваются бурлескными песенными номерами в исполнении оригинальных кукол, придуманных Терри Джонсом, и анимационными заставками. Среди экспертов - лауреаты Нобелевской премии Даниель Канеман, Роберт Шиллер и Пол Кругман, журналисты Пол Мейсон и Джон Кассиди, главный экономист Банка Англии Энди Халдейн, актер Джон Кьюсак и многие другие.

    С режиссерами фильма Биллом Джонсом и Беном Тимлеттом по телефону побеседовал корреспондент Русской службы «Голоса Америки».

    Олег Сулькин: Фильм только что начал показываться в Нью-Йорке. Ваши ощущения и ожидания?

    Бен Тимлетт: Легко сказать! (смеется). Мы очень хотели сделать наш фильм образовательным, хотя я знаю, как в Голливуде ненавидят это слово – образовательный. 

    Билл Джонс: Обычно люди бегут в панике прочь, когда слышат слово «экономика». В ней мало кто разбирается. Но если кто-то вдруг начинает читать лекцию, полагая, что вот он-то все знает, становится невыразимо скучно.

    О.С.: На вашем фильме трудно заскучать. Развлекательность – еще одно кодовое слово наряду с образовательностью, которыми, наверное, можно, как формулой, выразить смысл и форму фильма. У вас об экономике поют куклы, и вообще в картине много юмора.

    Б.Т.: Лекция об экономике – это скучно, правда же? Поэтому мы и выбрали такой способ рассказа. Нас подогревал Терри (Джонс). Он сказал: смотрите, какие куклы забавные, послушайте, какую песню мы тут написали. Мы пошли предлагать проект одной крупной коммуникационной компании. Наш фильм - про финансовые кризисы, начали мы, и вдруг увидели, как лица у этих ребят стали вытягиваться. Но у нас про это рассказывают и поют куклы, добавили мы. И тут же разговор наладился.

    Б.Д.: Понимание вещей достигается непросто. Мы хотели рассказать о сложном доходчиво. Это главное.

    О.С.: Терри Джонса с полным основанием, включая и родственную связь, можно назвать отцом-основателем проекта. Как бы вы охарактеризовали его участие?

    Б.Т.: Он не только написал песни, которые поют куклы, но и провел большинство интервью. Мы присутствовали на многих из них, а также, конечно, были вместе с ним в монтажной, просматривая и отбирая материал. Его слово было весомо.

    Б.Д.: Как и слово Тео Кокена, с которым Терри вместе придумал этот проект и провел почти все беседы с экспертами и энтузиастами. Тео досконально знает тему экономических кризисов, и вдвоем с Терри они составляли отличную команду. Мы вместе докапывались до истины. Скажем, что такое экономическая модель? Все спрашивали, как кто понимает этот термин. Просеивали взятые интервью, и в какой-то момент поиска находили искомое объяснение.

    О.С.: Диапазон персон, с которыми идут беседы в фильме, очень широк. От маститых экономистов, лауреатов Нобелевской премии до активистов типа актера Джона Кьюсака. Как вы выбирали «говорящие головы», по какому принципу?

    Б.Д.: Наверное, у всех наших экспертов, при всей разнице их научной квалификации, есть одно общее качество. Они глубоко неудовлетворены тем, как преподносится экономика, в первую очередь, финансовые кризисы, академической наукой. Не случайно мы много внимания уделяем взглядам и теориям Хаймана Мински, который считал, что излишняя самоуверенность и обожествление дерегулирования ведут к катастрофе (Хайман Мински, видный американский экономист, автор гипотезы финансовой нестабильности. Умер в 1996 г. – О.С.). Мински полагал, что государство призвано играть ключевую роль в предотвращении кризисов в экономике и финансовых катастроф.

    О.С.: Не так давно мы видели игровую сатиру на тему финансового кризиса - «The Big Short» (в российской версии – «Игра на понижение»). Ваша картина могла бы быть идеальным дополнением для парного показа вместе с ней. Почему именно сегодня, на ваш взгляд, внимание сфокусировалось на этой теме?

    Б.Т.: Эта тема всегда актуальна, всегда востребована. И сегодня тоже, конечно. Другой вопрос: может ли какой-либо фильм что-то реально поменять. Мински был скептичен, он полагал, что уроки прошлого ничему не учат людей и те повторяют ошибки, которые можно было предвидеть и избежать.

    О.С.: Бросается в глаза сходство взглядов Мински и одного из кандидатов в нынешней президентской гонке - Берни Сандерса. Сандерс, как и Мински, подчеркивает важность жесткого государственного регулирования банковской системы. Таким образом, получается, что ваш фильм тоже включился в предвыборную полемику.

    Б.Т.: Да, Сандерс бьет в точку. Смотрите, после кризиса 2008 года самые крупные банки, получив денежные вливания из федеральной казны, фактически продолжают финансовые спекуляции. В ходе Великой депрессии начала 1930-х годов власти страны пошли на серьезные экономические и социальные реформы. Но после кризиса 2008 года ничего похожего не сделано, что представляет собой очень опасную ситуацию.

    О.С.: Получается, что люди не усваивают уроки. Можно считать этот неутешительный вывод главным посланием фильма?

    Б.Т.: Природу людей не изменить, это верно. Опасные игры продолжаются. Но надо с чего-то начинать, чтобы в образовательном плане воздействовать на массовое сознание. Люди должны видеть предупреждающие сигналы тревоги.

    О.С.: Проблемы вы затрагиваете очень важные, но фильм очень короткий, всего 74 минуты. Тоже своего рода big short. Почему?

    Б.Д.: Мы наснимали примерно 60 часов интервью. Тематика довольно сложная, и легко можно забрести в дебри. Делать длинный фильм – значит, повышать риск того, что зритель запутается и потеряет нить. Мы рады, что послание фильма уже услышано. Группа студентов из Манчестерского университета, вдохновленная фильмом, организовала международную онлайн-группу, которая намерена по-новому взглянуть на проблемы экономики. Скоро будет дан старт сайту, где образовательное содержание будет помещено в развлекательный контекст с комедийными эпизодами, видеоклипами и иллюстрациями.

    Б.Т.: Может быть, это поможет предотвратить новый финансовый крах.


    Олег Сулькин

    Журналист, кинокритик, корреспондент Русской службы «Голоса Америки» в Нью-Йорке.
    Олег Сулькин на Facebook


    Уважаемые посетители форума, пожалуйста, используйте свой аккаунт в Facebook для участия в дискуссии. Комментарии премодерируются, их появление на сайте может занять некоторое время.

    Брифинг

    Версия JavaScript отключена, либо версия Adobe's Flash Player устарела. Загрузить новый плейер здесь.
    Брифинг 31 Мая 2016i
    || 0:00:00
    ...  
     
    X
    31.05.2016 19:21
    Почти 46 миллионов человек - рабы; в Техасе распоясались политические хулиганы-хакеры; на обоих побережьях США началось лето - с комарами, акулами и аллигаторами.

    Лексикон американской политики

    Версия JavaScript отключена, либо версия Adobe's Flash Player устарела. Загрузить новый плейер здесь.
    Политические сувенирыi
    || 0:00:00
    ...  
     
    X
    Алекс Григорьев
    17.05.2016 11:40
    Political paraphernalia – политическая символика и сувениры – это любой предмет с наглядной агитацией кандидата.

    Бесплатное приложение "Голоса Америки" для iPhone, iPad и Android

    Download mobile app for your Android device.
    Download mobile app for your iPhone or iPad.