Темы / Культура

Анна Политковская. Этот горький вкус свободы...

Марина Голдовская закончила фильм о жизни журналиста и правозащитника

На могиле Анны Политковской
На могиле Анны Политковской

Режиссер-документалист Марина Голдовская закончила картину «Горький вкус свободы» (A Bitter Taste of Freedom). Авторский фильм об Анне Политковской, собравший уникальный человеческий материал. Автор ленты близко знала Анну, дружила с ней и ее семьей. И снимала ее на пленку в самых разных ситуациях, очень личных и очень драматичных. Новый полнометражный фильм, копродукция США и Швеции, будет в ближайшее время показан в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке. Международная ассоциация документалистов выдвинула картину на соискание премии «Оскар», точнее, на этом этапе – на право быть отобранной в списки номинантов.

Марина Голдовская – известный документалист, режиссер, драматург, продюсер. Долгое время живет в США. Преподает в киношколе Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (UCLA). Автор более сорока фильмов, в том числе «Власть Соловецкая», «Архангельский мужик», «Князь вернулся», «Дом с рыцарями», «Осколки зеркала», «Анатолий Рыбаков: Послесловие». Автор шести книг, в том числе изданной в США в 2006 году книги «Женщина с киноаппаратом». В пятницу 15 июля Марине Евсеевне Голдовской исполняется 70 лет.

С Мариной Голдовской побеседовал корреспондент Русской службы «Голоса Америки» Олег Сулькин.

Олег Сулькин: Поздравляю вас с юбилеем. Что думаете по этому поводу?

Марина Голдовская
Марина Голдовская

Марина Голдовская: Мое отношение к этой дате таково: не принимать ее слишком всерьез и не драматизировать ситуацию. Все это неизбежно, и я постараюсь продолжать то, чем занимаюсь.

О.С.: Как получилось, что вы постоянно, на протяжении многих лет, снимали Анну Политковскую?

М.Г.: Практически случайно. Она была женой моего бывшего студента, Александра Политковского. Я преподавала на факультете журналистики МГУ, а они там учились. В 1991 году я снимала картину «Вкус свободы» о том, что произойдет с СССР к 2000 году. И я решила показать происходившие тогда изменения через одну семью. И выбрала семью Саши Политковского, к которому очень хорошо относилась. Он работал тогда во «Взгляде», был востребован, на гребне славы. Они с Аней согласились, и я практически поселилась на полтора месяца у них в доме, в маленькой квартирке на улице Герцена. За это время я буквально влюбилась в Аню – она оказалась гораздо интересней, чем мне представлялось. Она была умная, красивая, обаятельная, романтически настроенная, тонко и глубоко чувствующая. Писала студенческую работу о Марине Цветаевой. И картина превратилась не в картину о Саше и его семье, а в картину об Ане и ее семье.

О.С.: Дальше вы ее снимали в связи с большими событиями в жизни страны. Это были заготовки для будущего фильма о ней?

М.Г.: Не о ней. У меня в новом фильме есть фраза: Родина – это не то место, где ты родился, а время, в котором ты живешь. В конце февраля 90-го в Москве прошел грандиозный митинг за отмену шестой статьи Конституции. Я снимала его с балкона шестого этажа, и меня заливали слезы. Это было такое всеобщее воодушевление! Люди держались за руки, пели песни. Я снимала на кинопленку, но в тот момент решила купить видеокамеру и снимать все происходившее тогда.

О.С.: Вы снимали впрок?

М.Г.: Совершенно верно. Страна в момент разлома. Не формализованные интервью, а неформальные разговоры с разными людьми, в том числе и в первую очередь с Аней. Я тогда уже жила в Лос-Анджелесе, но каждое лето приезжала в Россию. Первой, кому я звонила, была Аня. И обязательно с ней виделась. Мы разговаривали обо всем, и я снимала. Она меня буквально притягивала, но она еще не стала знаменитой журналисткой, я и представить себе не могла, кем она станет. Тогда она всецело посвятила себя своим двум маленьким детям.

О.С.: Какова судьба того фильма, «Вкус свободы»?

М.Г.: Я смонтировала картину и показала Саше и Ане, чтобы получить их разрешение. Аня мне сказала: «Марина Евсеевна, давайте не будем ее показывать». Я все поняла и не стала настаивать. Они были близки к разводу, впервые откровенно говорили об этом на камеру. Саша был в тот момент депутатом российского парламента. В общем, не время выпускать фильм. Так он и не вышел в России, только за границей. Потом в наших отношениях возникла долгая пауза лет в восемь-девять. Я знала, что Аня с Сашей расходятся, что он стал выпивать, понимала, как ей тяжело – ведь она его очень любила. Когда я с ней встретилась снова, она уже работала корреспондентом, освещала войну в Чечне.

О.С.: Поразительный эпизод в московской больнице – после того, как ее предположительно отравили в самолете, чтобы помешать доехать до Беслана. Анна лежит в постели и как будто вам исповедуется...

М.Г.: К 2004 году нас уже связывало 14 лет дружбы. В тот день услышала по «Эху Москвы», что Аня в больнице. Дети дали адрес, и в девять утра я уже была там. Она была бледная, очень слабая. И мы с ней разговаривали.

О.С.: Все эти годы огромное количество отснятого об Анне материала лежало у вас без движения...

М.Г.: Не только материалов с ней. У меня сейчас есть где-то около трех тысяч часов отснятой хроники. Нет, не хроники – просто жизни, жизни простых людей и богачей, уличные сценки Москвы и деревни, разговоры с самыми разными людьми. Я с 1990 года сняла пятнадцать картин, используя каждый раз эти материалы.

О.С.: Когда Анну убили, вы сразу решили делать о ней фильм? Если да, то почему так много времени потребовалось – пять лет?

М.Г.: В тот день я находилась в Лос-Анджелесе и слушала русское радио. Когда сообщили о том, что в Москве убита Анна Политковская, это прозвучало, как гром среди ясного неба. Я совершенно отключилась. К вечеру мы созвонились с ее детьми Илюшей и Верочкой, и они спросили: «Марина Евсеевна, вы сделаете картину про маму?». Я начала работать над фильмом через год – раньше не могла, все кровоточило. Приехала в Москву, начала снимать. Потом у меня заболел муж... Короче говоря, за это время было снято сразу несколько фильмов об Ане.

Примерно год назад я поняла: хорошо, что о ней сделали много картин и совсем не то, что мне хотелось. Ни в одном из них – а были фильмы разные, хорошие, замечательные и не очень – не было той Ани, которая осталась на моей пленке. Я поехала в марте прошлого года в Москву, досняла Михаила Сергеевича Горбачева – ему я очень благодарна, – Евгению Альбац, Алексея Венедиктова, Каринну Москаленко, Дмитрия Быкова, Аллу Боссарт, детей Ани.

О.С.: У вас в фильме кадры с Анной Политковской перемежаются эпизодами российских национальных трагедий – чеченской войны, «Норд-Оста», Беслана. Чем вы руководствовались при монтаже – идеей запечатлеть свою героиню на фоне событий большой истории?

М.Г.: Я делала картину об удивительном человеке. На язык просятся высокие слова, а надо бы говорить о ней проще. Она была талантлива во всем, и в том, что и как она рассказывала. Но картина не только о ней, но и о времени. Структура фильма как-то сама «выдохнулась».

О.С.: Далеко не все ваши собеседники говорят об Анне хорошо...

М.Г.: Для меня в свое время стало откровением, что множество людей – не обязательно среди тех, кого она разоблачала, – относятся к ней неуважительно и враждебно. В фильмах, снятых о ней, это как-то замалчивается. А ведь она была очень сложным человеком. Одержимая, бескомпромиссная, пассионарная женщина.

О.С.: Чем вы руководствовались, выбирая людей, говорящих об Анне? Ведь их могло быть в три-четыре раза больше.

М.Г.: Их и было в три раза больше. Просто не хватило экранного времени. Была замечательная Ирина Петровская, Ясен Засурский, друзья Саши и Ани по университету. Очень жалко.

О.С.: А вы не хотите на DVD включить невошедшие материалы в бонусную секцию?

М.Г.: Может быть. Я еще об этом не думала.

О.С.: Почему вы совершенно не касаетесь обстоятельств ее убийства и хода расследования?

М.Г.: Все картины, снятые об Ане, этого в той или иной степени касались. Я сейчас скажу что-то странное: мне все равно, кто ее убил. Найдут убийц или не найдут, ее все равно нет и не будет. Это самое страшное. А расследование никуда не движется.

О.С.: Как не движется?! Ведь вроде нашли убийцу.

М.Г.: Это все ерунда. Поиск истины будет идти еще очень долго. Что, из-за этого вешать картину на крючок? Я делала картину не о расследовании убийства, а о жизни удивительного человека. А еще о том, как тяжело жить нации без морального авторитета выдающихся личностей. Сейчас таких людей осталось ноль без палочки. Мне кажется, Аня была таким моральным авторитетом. Когда Алла Боссарт сказала, что Аня была, как мать Тереза, я четко осознала, о чем я делаю картину.

О.С.: Но смотрите, площадь ее имени – в Италии, улица ее имени – в Грузии, хорошо хоть на доме ее в Москве повесили мемориальную доску. Непохоже, что ее моральный авторитет в России осознается властью и общественностью.

М.Г.: Может быть, что-то сдвинется после показа моего фильма?

О.С.: А вы думаете, его покажут в России?

М.Г.: Почти уверена. В ноябре ожидаю премьеру в Москве. Боюсь даже верить в это.

Новости искусства и культуры читайте в рубрике «Культура»


Олег Сулькин

Журналист, кинокритик, корреспондент Русской службы «Голоса Америки» в Нью-Йорке.
Олег Сулькин на Facebook
Этот форум закрыт
Комментарии
     
Нет комментариев

поделись!

Версия JavaScript отключена, либо версия Adobe's Flash Player устарела. Загрузить новый плейер здесь.
Саммит НАТО в вопросах и ответахi
|| 0:00:00
...
 
🔇
X
05.09.2014 19:42
На встрече в Уэльсе был сделан ряд важных заявлений, касающихся будущего альянса. Эксперты и журналисты из Вашингтона, Уэльса, Киева и Москвы делятся своими оценками результатов саммита.
03:17 19.сентября 2014

Член Палаты представителей США Марси Каптур высказалась в поддержку просьбы Петра Порошенко признать Украину союзником США вне НАТО.

«Этот статус позволит Украине обрести безопасность, независимо от того, откуда это последует – из Польши, Венгрии, Балкан или стран Балтии. Но должна быть построена определенная структура для безопасности Украины. У меня есть ощущение, что Украину оставили “на семи ветрах в Ялте”, и поэтому у Запада теперь есть значительные моральные обязательства перед Украиной», – сказала Каптур в интервью Украинской службе «Голоса Америки».  

Конгрессмен-демократ Джим Герлак сказал, что в краткосрочной перспективе Соединенным Штатам необходимо сделать все для Украины – от санкций против России до военной помощи, «чтобы устранить проблему российского вторжения, которая существует уже несколько месяцев».

«В долгосрочной перспективе необходимо оказать помощь Украине в проведении реформ – финансовых и экономических. Это позволит стране развиваться, экономика будет улучшаться, появятся новые рабочие места и инвестиции со всего мира, потому что это страна, богатая ресурсами и трудолюбивыми людьми», – подчеркнул конгрессмен.    

01:22 19.сентября 2014

В интервью телеканалу CNN президент Украины Петр Порошенко заявил, что Киев удовлетворен нынешним уровнем сотрудничества с Белым домом.
 

Порошенко также сказал, что не сомневается в возвращении аннексированного Россией Крыма в состав Украины.

Порошенко рассказал, что его сын добровольно записался в ряды украинской армии и служит в артиллерийском подразделении. Поэтому свое желание добиться мира украинский лидер объяснил не только политическими мотивами, но и отцовскими чувствами. В то же время, Порошенко повторил, что Россия должна вывести войска с украинской территории, прекратить поставки вооружений сепаратистам. Кроме того, украинским властям должны быть переданы все пленные, попавшие в руки сепаратистов.

Президент Украины подчеркнул, что он и российский президент Владимир Путин должны принять ответственное решение, которое позволит установить прочный мир. 

«Голос Америки» представляет

Версия JavaScript отключена, либо версия Adobe's Flash Player устарела. Загрузить новый плейер здесь.
Девятнадцатая серия. Приключения иностранцев в Россииi
X
19.09.2014 15:44
Иностранцы в России. В основном журналисты. Встречи с официальными и отнюдь не официальными лицами, приключения, проблемы и методы их решения. Наши эксперты: Кевин Клоуз, экс-президент Радио «Свобода», президент National Public Radio с 1994-го по 1997-й и с 2013-го по 2014 гг., корреспондент «Вашингтон пост» в Москве с 1977-го по 1981 гг.; Пер Эгиль Хегге, журналист и писатель, работал в Москве в начале 1970-х гг., упоминается в книге Александра Солженицына «Бодался теленок с дубом»; Николя Милетич, шеф московского бюро «Франс пресс», в 1970-е гг. работал в Москве корреспондентом этого же агентства; Людмила Алексеева, председатель Московской Хельсинкской группы; Дэвид Саттер, журналист, с 1976-го по 1982 гг. корреспондент Financial Times в Москве, в 2013 году, будучи журналистом Радио «Свобода», получил отказ в продлении российской визы; Вацлав Радзивинович, корреспондент «Газеты выборча» в Москве, в мае 2014 года был задержан в Симферополе; Иван Ковалев диссидент, политзаключенный с 1981-го по 1987 гг., сын Сергея Ковалева; Джеффри Тримбл, старший советник BBG, журналист, заместитель директора BBG, в 1980-е гг. корреспондент US News and World Report в Москве; Николас Данилов, американский журналист, в 1986 году корреспондент US News and World Report в Москве, праправнук декабриста Александра Фролова, внук героя Первой мировой войны генерала Данилова; Алекс Гольдфарб, ученый, общественный деятель. Съемки проходили в Вашингтоне, Москве, Осло, Далласе, Бостоне, Нью-Йорке. Режиссеры Ксения и Кирилл Сахарновы, камера Кирилл Сахарнов, Дмитрий Шахов, Денис Ковалев, Михаил Брусиловский, Егор Хохлачев, Валерий Балаян. Консультанты Александр Даниэль, Иван Ковалев, Ирина Гривнина. Благодарим редакцию «Литературной газеты» за предоставленные архивные номера, телеканал «Дождь» за видеоматериалы. Фотография «Хроники текущих событий» предоставлена архивом истории диссидентского движения Международного общества «Мемориал». Проект выходит при поддержке OAK Foundation и Фонда Андрея Сахарова.

Что значило и значит быть иностранцем в СССР и России? Этому вопросу посвящена очередная серия проекта «Параллели, события, люди»

Бесплатное приложение "Голоса Америки" для iPhone, iPad и Android

Download mobile app for your Android device.
Download mobile app for your iPhone or iPad.