Линки доступности

Яндекс лишил блогеров повода для гордости

  • Александр Амзин

3 ноября крупнейший российский поисковик Яндекс объявил о закрытии рейтинга самых популярных записей в блогах – уникального инструмента, создававшегося как зеркало российской блогосферы. Разработчики сообщили, что топ Яндекса исчезнет к декабрю.

Рейтинг, о котором идет речь, появился в 2006 году и быстро стал средством мониторинга важных событий в дневниках рунетчиков. К ноябрю 2009 года попадание в топ было поводом для гордости и непростой задачей – сервис Яндекса «Поиск по блогам» обрабатывает записи в 11 с лишним миллионах блогов.

Популярные записи в рейтинге определяются автоматической программой (в Яндексе ее называют роботом) по нескольким параметрам. Среди них – количество ссылок на запись из других блогов, число комментариев к записи, а также примерное число читателей записи.

Данная схема позволяла при желании почти любой «пост» вывести в топ Яндекса. Для этого достаточно было набрать большое количество ссылок на необходимую запись. Со временем вокруг топа Яндекса сформировался рынок – компании предлагали свои услуги по раскрутке нужных записей.

Теперь рейтинг закрывают, причем свое решение Яндекс объясняет двояко.

Во-первых, рейтинг не снискал массовой популярности, им пользовались лишь несколько тысяч человек из сотен, ежедневно посещающих страницу «Поиска по блогам». Эти несколько тысяч человек были не простыми пользователями. Записи в рейтинге внимательно отслеживали в основном популярные блогеры, журналисты и чиновники.

Во-вторых, топ Яндекса стал не зеркалом, а медиа-инструментом: его использовали как средство связи с потребителями и, конечно, как канал связи общества с властью. Последняя функция была чрезвычайно важна для правозащитников, так как стало известно, что президент России (или его пресс-служба, что в данном случае одно и то же) заглядывает в топ Яндекса.

В итоге помимо платных накруток появилось то, что в Яндексе назвали социальными накрутками – записи с просьбой вывести в топ. В некоторых случаях, таких как сбор денег на лечение детей, это явление было оправдано. В других – для продвижения радикальных и экстремистских идей – нет. Отделить одно от другого в Яндексе, очевидно, не сумели, а скорее – не захотели.

Некоторые блогеры, а также СМИ предположили, что дело не только в нежелании Яндекса сохранять медиа-площадку в том виде, в каком она существовала, но и в давлении со стороны властей. В частности, такую версию выдвинула газета «Коммерсант», ссылающаяся на неназванный источник в бюро специальных технических мероприятий МВД РФ (управление К, занимающееся борьбой с киберпреступностью).

По данным газеты, у властей было два повода для закрытия сервиса. Во-первых, в конце октября в блогах появилось сообщение о возможной замене Ильи Клебанова на посту полпреда президента в Северо-Западном федеральном округе бывшим министром связи Леонидом Рейманом. Во-вторых, в блогосфере огромную популярность набрало сообщение о том, что ОМОН на учениях отрабатывал разгон митинга пенсионеров водометами (позже эту информацию опровергли).

Эта версия имеет право на жизнь, однако сомнительна. Подобные скандальные сообщения в блогосфере появляются постоянно. Если бы власть так остро реагировала на них, рейтинг поиска по блогам Яндекса закрыли бы уже не одну сотню раз. Напротив, для президента и его ближайшего окружения популярные записи были поводом показать единство с наиболее активной частью общества.

Кроме того, Яндекс давно анализирует медиа-пространство и наверняка не раз сталкивался с конфликтами. В конце концов, далеко не первый год существует агрегатор Яндекс «Новости», собирающий в единую базу сообщения тысяч российских СМИ. Результат работы этого сервиса – новостная картина дня. Основные новости часа выводятся на главной странице Яндекса, где их видят миллионы рунетчиков.

К счастью, в Яндексе не решились полностью уничтожить рейтинг. Поисковик создал и открыл для всех желающих программный интерфейс, который позволяет создавать собственные блоги.

Этим интерфейсом уже воспользовались несколько ресурсов. В частности, свои топы создали дизайнер Артемий Лебедев (один из самых популярных блогеров Рунета) и сайт конверсии мер и весов WhoYOUgle.

В Яндексе рассчитывают, что рейтинг не умрет, а лишь возродится в новом качестве на других площадках. К тому же теперь пользователи получили возможность создавать собственные тематические топы и отслеживать популярность записей по тем или иным запросам.

Яндекс просит лишь об одном – указывать, что методика составления рейтинга не имеет к нему никакого отношения. Надо думать, за прошедшие годы программисты наслушались обвинений в предвзятости их робота.

XS
SM
MD
LG