Линки доступности

Уроки кризиса: ищите женщин!

  • Марк Белл

Сейчас, когда шторм, потрясший мировую экономику, похоже, успокаивается, аналитики приглядываются к тому, в каком виде различные бизнесы вышли из испытания на прочность. Картина получается пестрая. Но один аспект привлек особое внимание.

Сотрудники известной бухгалтерской фирмы Ernst&Young выявили следующую закономерность: наименьшие потери от кризиса понесли те деловые предприятия, где в совете директоров и среди топ-менеджеров было достаточное число женщин. А исследователи Университета им. Пеппердайна в Калифорнии установили, что прибыльность бизнесов, в которых женщины занимают три и более руководящие позиции, на 18-40% выше аналогичных фирм, где женщины отсутствуют в верхнем эшелоне.

Подтвердила эти выводу и исследовательская организация Catalyst на Уолл-стрит. По ее данным доходность хедж-фондов, принадлежащих женщинам, составила за период с 2000 года 9% по сравнению со средним индексом 5,8%. Стоит, наверное, напомнить, что на хедж-фонды возлагают серьезную долю вины за наступление финансового кризиса.

В чем магия женского присутствия в руководящем составе компаний? Гендерные стереотипы сейчас не в чести, и выводы могут показаться политически некорректными. Тем не менее, результаты 30-летнего мониторинга, проводившегося Национальным советом социальных исследований, говорят о следующем.

Мужчины в силу своей природы ориентированы на соперничество и готовность к риску ради немедленного результата. Женщины, опять-таки в силу своей природы, больше ориентированы на сотрудничество, осторожность и долговременные результаты. Поэтому женщины в роли инвесторов и профессиональных менеджеров капиталов предпочитают стратегию умеренности и аккуратности.

Они не идут на заведомый риск, вследствие чего лишаются как крупного выигрыша, так и большого проигрыша. Зато их результаты устойчивы. Подобный подход подтверждают и расчеты экономиста Мичиганского университета Скотта Пейджа. Он создал математические модели, доказывающие, что разнообразная группа справляется со сложными бизнес-проблемами лучше гомогенной группы. Его вывод гласит: разнообразие важнее опыта. Иными словами, правление из маститых банкиров-мужчин реже придет к оптимальному решению по сравнению с правлением смешанного состава.

Эти заключения, разумеется, относятся не только к американским фирмам. Норвегия сейчас требует, чтобы в правлениях национальных корпораций женщины составляли не менее 40%. Исландия после краха своей финансовой системы передала управление крупнейшими банками в женские руки. В составе менеджеров французской фирмы Hermes – единственной, прошедшей рецессию на подъеме, – доминируют женщины. Примеры можно продолжить.

Корпоративная Америка делает первые шаги на пути осознания роли женщин в деловой сфере. Вряд ли потому, что испытывает острую симпатию к социальному прогрессу. Скорее, эта тенденция продиктована реальными экономическими соображениями. Так что продолжения, надо надеяться, долго ждать не придется.

XS
SM
MD
LG