Линки доступности

В Санкт-Петербурге смотрят классические голливудские вестерны


В Санкт-Петербурге продолжается проект «100 лет Голливуду: немое кино + живая музыка». На этот раз в кинотеатре «Родина» прошел показ фильма «Перекати-поле», снятого в 1926 году. В роли ковбоя Дона Карвера снялся один из самых знаменитых актеров за всю историю жанра «вестерн» – Уильям Сюррей Харт. Кстати, в 20-е годы Харт, наравне с Дугласом Фербенксом, Рудольфом Валентино и Чарли Чаплином, был очень популярен и в СССР, где зрители старались не пропустить ни одной новой американской «фильмы».

Вот выдержка из биографической статьи, опубликованной в Большой советской энциклопедии: «Родился в штате Нью-Йорк и впервые выступил на сцене в девятнадцать лет. Весной 1914 года Харт дебютировал… в фильме «Час его мужества»… Харт отлично ездил верхом и владел огнестрельным оружием. Не случайно в свое время зрители наградили его кличкой «Двустволка Хикс». Впоследствии В. Харт организовал собственную фирму и продолжал сниматься все в том же репертуаре».

Аккомпанировать экранным приключениям героя Уильяма Харта в зале кинотеатра «Родина» согласились знаменитые исполнители стилей кантри и блюграсс – Dr. and Nurse Banjo (Пит и Джоан Верник) и Джастин Хоффенберг. В беседе с корреспондентом «Голоса Америки» Пит Верник рассказал, что приглашение поучаствовать в данном проекте они получили от консула по вопросам прессы и культуры генерального консульства США в Санкт-Петербурге Эрика Джонсона. «Мы подумали и ответили: почему бы нет?», – вспоминает музыкант.

Кстати, до этого ни Пит, ни Джоан ни разу не видели фильмов с участием Уильяма Харта. Но перед поездкой в Санкт-Петербург они раздобыли DVD-диск с картиной «Перекати-поле» и внимательно его просмотрели. «Когда люди смотрят ковбойские фильмы и слушаю музыку «блюграсс», у них возникают схожие ассоциации: свобода в поведении, дикая природная среда… Поэтому вестерны и блюграсс сочетаются так же хорошо, как виски и содовая вода», – смеется Пит Верник.

Его коллега Джастин Хоффенберг добавляет, что для американской молодежи черно-белые немые фильмы об освоении Дикого Запада несут в себе большой элемент подлинности, поэтому они воспринимаются как документальное кино. «А это – особенно интересно нашему поколению», – подчеркивает Джастин.

Консул по вопросам прессы и культуры Эрик Джонсон является большим любителем и знатоком немого кинематографа. В беседе с корреспондентом «Голоса Америки» он, прежде всего, отметил особую манеру игры Уильяма Харта, который всегда старался выразить на экране самые разные черты характера своих героев. Поэтому, считает Эрик Джонсон, Харт оказал большое влияние на таких звезд вестерна, как Джон Уэйн, Пол Ньюмен, и особенно на Клинта Иствуда.

«Если мы вспомним роли Иствуда в вестернах, то его герои там, как правило, очень мало разговаривают, и кажется, что они пришли из эпохи немого кино. Кроме того, Иствуд, как и Харт, почти всегда играет роль «хорошего плохого человека». Поначалу зрители думают, что это мерзавец, но под конец выясняется, что у героя есть мораль. Как раз таких персонажей первым сыграл в вестернах Уильям Харт. Этот актер хотел показать, каким был настоящий Дикий запад, и его последний фильм – «Перекати-поле» является одним из самых лучших в его фильмографии», – отмечает Эрик Джонсон.

Кстати, Харт родился в 1864 году, и он застал настоящих ковбоев и вождей индейских племен, которых показывал в своих фильмах с большим уважением. После того, как фильмы Уильяма Харта вышли из моды, в 30-40-е годы в голливудских вестернах ковбои всегда были хорошими, а индейцы – плохими. К традициям Харта вернулись в 60-е годы, когда (по словам Эрика Джонсона) «американские кинематографисты начали переосмысливать историю своей страны».

На показе картины «Перекати-поле» в кинотеатре «Родина» практически не было свободных мест. Перед началом сеанса я поговорила с несколькими зрителями. Они подтвердили, что фильмы об истории Дикого Запада всегда были популярны в СССР. Правда, тогда голливудские фильмы заменяли югославско-западногерманские постановки о благородном вожде апачей Виннету, и восточногерманские ленты с югославским же артистом Гойко Митичем, игравшем краснокожих джентльменов.

Между тем, настоящие американские вестерны, хоть и исподволь, все же оказывали влияние на приключенческий кинематограф стран Восточной Европы. В этой связи Эрик Джонсон вспоминает: «Мой любимый советский фильм – «Белое солнце пустыни». Это – не вестерн, а скорее «истерн», потому что он снят в Средней Азии. Но в том, как сыгран главный герой, тоже явно чувствуется влияние Уильяма Харта».

  • 16x9 Image

    Анна Плотникова

    Корреспондент «Голоса Америки» с августа 2001 года. Основные темы репортажей: политика, экономика, культура.

XS
SM
MD
LG