Линки доступности

Государству нашлось место в веб 2.0

  • Александр Амзин

Создатель термина «веб 2.0» Тим О’Рейли опубликовал в техноблоге TechCrunch программную статью, посвященную недавно изобретенному понятию – «правительство 2.0» (gov 2.0 или government 2.0).

В обиходе термин «веб 2.0» употребляют по отношению к инновационным сайтам и веб-приложениям, которые обрабатывают пользовательские данные, работают без перезагрузок страниц и саморегулируются при помощи тех же пользователей.

О’Рейли отмечает, что это не все. Главной особенностью вебдванольных проектов является то, что в них Сеть служит основой для всего остального. Когда-то подобным центром был персональный компьютер; теперь, благодаря тому, что браузер – одна из главных программ в любом устройстве, все самое важное происходит в Интернете.

Это, в частности, означает, что на основе сетевых сервисов можно создавать новые приложения. Например, программист может разработать полезный сервис на основе результатов поиска в Google. Используя сервис Yahoo! Pipes, можно получить новостной RSS-поток из какого угодно числа источников. На основе микроблогов Twitter созданы сотни полезных приложений – от списка дел на день до ведения дневника диеты.

Говоря техническим языком, все ставшие такими популярными вебдванольные проекты предоставляли платформу – а уже на ее основе кто угодно мог сделать что угодно. Это – кардинальное отличие от обычного веба, состоящего из никак не взаимодействующих друг с другом ресурсов.

Любопытно, что государственные органы медленнее бизнеса развиваются в Сети; ведь, как напоминает автор статьи, и Интернет, и GPS были созданы американским правительством. Тем не менее, до сих пор в США (не говоря уже о других странах – в том числе и России) электронное правительство пользуется лишь возможностями веб 1.0 – размещает в Сети сайты для оказания определенных услуг, а иногда ограничивается лишь выкладкой документов, которые следует подавать на рассмотрение в оффлайне.

В лучших случаях правительственные сайты ограничиваются ведением блогов или RSS-потоками своих новостей. Энтузиасты собрали довольно внушительный по числу сайтов, но не по объему проделанной в рамках «правительства 2.0» работы список подобных инициатив.

В то же время в России, например, вершиной развития электронного правительства считается специальный портал, на котором гражданам будут предоставляться десятки госуслуг. И это при том, что госуслугами взаимодействие общества и власти никогда не ограничивалось.

«Правительство 2.0» выглядит совсем по-другому. Чтобы объяснить его концепцию, О’Рейли, естественно, проводит параллель со своим самым знаменитым термином. По его мнению, правительство должно предоставить обществу максимальные возможности по использованию государственных данных и услуг. Другими словами, создать платформу, которую граждане и предприятия смогут задействовать так, как захотят.

Проблема заключается в том, что создание платформы – волевой шаг, для которого, кроме всего прочего, требуется понимание открывающихся перспектив чиновниками, а не только IT-специалистами.

Первым шагом в этом направлении в США должен стать портал Data.gov, на котором будет выкладываться всевозможная правительственная информация. Очень важно и то, что эта информация публикуется в пригодной для машинного считывания форме.

Data.gov – детище Барака Обамы и его администрации – создан для предоставления госорганами услуг, а не сайтов, которые работают по непрозрачным принципам. Одним из сервисов, использующих данные Data.gov, является сайт FlyOnTime.us. Благодаря информации бюро транспортной статистики, посетители этого ресурса могут узнать, на какое время в среднем запаздывают рейсы между указанными городами.

Тим О’Рейли идет в своих рассуждениях дальше. Он показывает, что новые приложения на базе государственной платформы должны в первую очередь писать сами граждане. В качестве примера он, в частности, приводит ситуацию, когда дорогу в одном из штатов размыло, а в бюджете не было средств на ее восстановление и ремонт. Тогда местные компании скинулись на ремонт – дорога была спасена, а вместе с ней и парк, к которому она вела.

Такие вещи могли бы происходить чаще, если бы местные сообщества вовремя получали бы касающиеся их правительственные данные в удобной для себя форме. Но для этого нужен не особый сайт, а особый интерфейс, через который можно запрашивать интересующую государственную информацию.

О’Рейли в своей статье напомнил о довольно давно появившемся приложении ChicagoCrime, автор которого догадался нанести данные о совершенных преступлениях на карту Чикаго в Google Maps. Пользователи смогли тут же уяснить для себя, в каких районах города лучше не бродить одному.

Стоит отметить, что у идеи тотальной выкладки правительственных данных есть немало противников. В первую очередь это госслужащие, понимающие потенциальную опасность раскрытия и использования информации. Это и политики, которым вполне ясны последствия обработки личных данных для целей того или иного человека либо организации.

На следующей неделе в Вашингтоне состоится встреча чиновников и айтишников (таких как Тим О’Рейли). Речь пойдет, конечно, о «правительстве 2.0». Неудивительно, что на встрече будут присутствовать в том числе высокопоставленные лица из военного и разведывательного ведомств.

XS
SM
MD
LG