Линки доступности

Как управлять армией военных машин

Военную промышленность считают источником новых технологий, которые со временем обретают свою гражданскую «ипостась» и часто выходят в массовое производство. Так, согласно общепринятому мнению, было с советской военной ракетной техникой и следовавшим за ней мирным освоением космоса. Похожим образом трактуют историю создания Интернета. Сегодняшняя Техносреда об обратном процессе: значительная часть информационных технологий сейчас создается не просто в гражданских целях, но в некоммерческих проектах с открытым кодом. Наиболее удачные из этих технологий затем отбираются военной промышленностью для своих целей. Об одном из примеров такого «сбора бесплатного урожая» и пойдет речь.

Разработчики компьютерных игр, равно как и любители провести день-другой за симулятором военного самолета вряд ли думали, что их работа и досуг развивают оборонную промышленность – не виртуальную, а вполне реальную. Однако именно их огромный опыт сегодня оказывается ключевым в создании армии нового типа. Такие армии в буквальном смысле сходят с кино- и компьютерных экранов: они состоят из летающих, ходящих, плавающих над и под водой роботов, дистанционно управляемых операторами.

Как и в мире компьютерных игр, в софте для военных роботов сейчас наблюдается «сборная солянка» интерфейсов и стандартов передачи данных. Решить эту проблему взялись сотрудники Пентагона и их коллеги в частном секторе, среди которых недавно всплыла компания Dreamhammer с проектом единой операционной системы для боевых роботов Ballista. Компания работает в сфере активного финансирования государством. Чтобы не быть голословным, в прошлом году Пентагон истратил 6 млрд долларов на боевые системы дистанционного управления.

В чем идея Ballista? Объединить системы управления летающими дронами, наземными, надводными и подводными боевыми роботами в одной операционке с использованием API. Пиар-кампания Ballista рисует перспективы, в которых система управления одного робота будет выглядеть как приложение для смартфона. В рекламных материалах – графический интерфейс, на вид не отличимый от графики военной компьютерной игры. Чтобы оценить всю смелость заявления СТО компании, достаточно сказать, что для управления летающими дронами типа «Предатор» сейчас необходимо больше наземных операторов, чем для управления сходного типа пилотируемого самолета. Каким именно образом Dreamhammer собирается объединять различные системы управления в одну, не сообщается. Да и зачем, казалось бы, это делать?

Ответом на этот вопрос служит картинка, рисуемая в той же пиар-кампании: диспетчер, управляющий не одним боевым роботом, а целой их армией. Т.е. речь идет не просто об операционной системе, а о своего рода «центральном командном пульте» для целых армий боевых машин. Если задуматься над потенциальным воплощением этого проекта, то становится немного не по себе: армия машин уничтожения под командованием одной компьютерной мыши.

Вернемся из пиар-мира в мир реальный. Видение это насколько пугающее, настолько же фантастическое и бессмысленное. Фантастическое, потому что командование армией роботов (или хотя бы несколькими) с одного терминала не представляется возможным ввиду невыполнимости этой задачи… не для алгоритмов даже, а для самого оператора. Бессмысленное же, потому что такой концентрации контроля ни одна армия и не стремится достичь, распределяя профессиональные военные навыки, равно как и ответственность за принятые решения между многими людьми.

Интересно в этой истории другое. Информационные технологии, использующиеся в играх, переходят все чаще в военную область. Все ошибки, достижения и усовершенствования, сделанные в сугубо развлекательных целях, как считалось, теперь получают другой смысл и использование. Нелишне напомнить об этом свойстве революционных технологий: само их появление означает, что они будут использованы рано или поздно как в самых гуманных, так и во всех других возможных целях. Поэтому неважно, где и как именно они зарождаются, важны их реальные возможности. В данном случае – возможности работать с информацией и интерфейсами в реальном времени.

Показать комментарии

XS
SM
MD
LG