Линки доступности

Дизайн из США в ГМИИ имени А.С. Пушкина

  • Виктор Васильев

Здание музея изобразительных исскуств имени А. С. Пушкина в Москве (архивное фото)

Здание музея изобразительных исскуств имени А. С. Пушкина в Москве (архивное фото)

Ирина Никифорова о выставке американских журналов XIX – XX веков

В музее им. А. С. Пушкина открылась выставка «Реклама и обложка американских журналов конца XIX – начала XX века из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина». На торжественной церемонии открытия присутствовали представители посольства США в России. Выставка продлится до шестого октября.

Широкая публика впервые получила возможность увидеть, как выглядели рекламные обложки американских журналов на рубеже столетий. В те времена иллюстрированием книг и журналов занимались выдающиеся художники: Эдвард Пенфилд, Джордж Планк, Пенрин Стэнлоуз, Хелен Драйден и многие другие. Именно они стояли у истоков современного журнального дизайна в Соединенных Штатах.

На выставке в ГМИИ представлено более 200 графических произведений из собрания музея.

Показать экспозицию корреспонденту Русской службы «Голоса Америки» согласилась куратор выставки Ирина Никифорова – заведующая Отделом искусства стран Европы и Америки XIX и XX веков.

Виктор Васильев: Ирина Алексеевна, в чем, по-вашему, значение этой выставки?

Ирина Никифорова: С одной стороны, на ней представлена коммерческая графика, издававшаяся миллионными тиражами. С другой – это материал, безусловно, художественный и очень интересный. Это уже история. Нашим обложкам и рекламе более ста лет. Экспозиция начинается с изобразительных иллюстраций, которые датируются 1880-ми годами.
Кроме того, для нас очень важно то, что мы ведь практически не знаем эти имена, которые прекрасно известны в Америке. Это – ведущие иллюстраторы 19-го века и начала 20-го. Такие выдающиеся художники, как Говард Чандлер Кристи, Харрисон Фишер, Максвелл Перриш, Эдвард Пенфилд и другие. Посетители впервые видят их работы в наших экспозиционных залах. Для зрителя это все – открытия. Более того, у нас экспонируется, конечно, очень красивый и в высшей степени эстетичный материал. Поскольку у художников была задача – сделать обложки и журналы лакомыми, желанными, чтобы они привлекали и покупателей, мастера постарались тут на славу.

В.В.: Есть ли в США подобная экспозиция?

И.Н.: В Нью-Йорке есть прекрасный музей иллюстраций, где – большое собрание. Частично экспозиция повторяется – все-таки это массовая продукция. Но в то же время отмечу, что наше собрание даже шире, поскольку им профессионально занимался коллекционер Федор Федоров. Он был купцом и промышленником, который выпускал ткани и очень много ездил по ярмаркам за рубежом, посещал Парижскую ярмарку, был в Бельгии, Голландии и оттуда привозил рекламные образцы. Естественно, Федоров не мог пройти мимо рекламы в американских журналах. Он специально выписывал издания.

В.В.: Какой интерес вызывает выставка у публики – и у кого именно?

И.Н.: Очень большой интерес проявили, прежде всего, дизайнеры. Большое удовольствие доставляло наблюдать, как они рассматривают все с профессиональной точки зрения. Это ведь большая школа. И мы рады предоставить им такую возможность, потому что экспозиционный материал не часто может показываться. Как ни крути, продукция печатная: литографские краски быстро выцветают. Мы будем показывать собрание не слишком долго – только три месяца. Для них (дизайнеров) – сейчас просто уникальный шанс.

По сути, это действительно уникальный случай. Ведь в Европе не было печатной продукции, которая выпускалась бы миллионными тиражами. Даже столь популярный русский еженедельник «Нива» выходил на самом пике своей популярности всего в 300-тысячах экземплярах. А издания Харпера, Маклюра распространялись огромными тиражами. Поэтому между ними была сильная конкуренция. Обложка и само иллюстрирование журнала выполнялось профессиональными художниками. Вот это – чисто американское явление, потому что США в то время задавали тон и как бы создавали структуру современного журнала, ее модель, которая существует до сих пор.

Показать комментарии

XS
SM
MD
LG