Линки доступности

2010 год не смог привнести ясность в вопросе об обеспеченности долгов Еврозоны. В ушедшем году, суммарный государственный долг государств-членов Еврозоны значительно увеличился. Соотношение долга к ВВП, по состоянию на конец 2010 года, в странах Еврозоны составило 84 процентов – почти 20-процентный скачок по сравнению с 2007 годом.

Многие экономисты считают, что при соотношении долга к ВВП свыше 60 процентов, в финансовой системе страны могут произойти необратимые отрицательные процессы. Долг 12 из 17 стран, входящих в единую валютную систему Европы, превышает 60-процентную планку. Даже в сравнительно благополучной Бельгии, уровень долга вплотную приблизился к отметке в 100 процентов.

Первым «слабым звеном» в системе стала Греция. Ещё до начала мирового финансового кризиса соотношение госдолга Греции к ВВП равнялось 105 процентам, в то время как ничем не подкреплённый дефицит государственного бюджета из года в год составлял 10 процентов ВВП.

Не лучшим образом выглядела ситуация и в Ирландии. Здесь, фундаментальной ошибкой правительства стал неправильно поставленный в 2008 году диагноз состояния дел в сфере финансов. Тогда власти ошибочно оценили сложившуюся ситуацию как «краткосрочные проблемы» связанные с ликвидностью банковских средств, что не предвещало каких-либо серьёзных катаклизмов. Следующим шагом Дублина стало предоставление гарантий держателям банковских финансовых инструментов. Как известно, ситуация вышла из под контроля и переросла в кризис неплатежеспособности.

Создание Европейского финансового стабилизационного фонда не стало панацеей от всех долговых проблем Европы. Заявление канцлера Германии Ангелы Меркель о том, что в будущем, комплекс мер направленных на спасение финансово-банковской системы любой страны-члена еврозоны должен включать механизм, предусматривающий возможный «структуризированный дефолт государственных обязательств» не прибавило оптимизма инвесторам и стало тревожным звонком для некоторых европейских стран.

Еще большие потрясения могут ожидать Европу в начале 2011года, так как в течение первого квартала Португалии и Испании необходимо привлечь многомиллиардные средства для погашения истекающих кредитов. Отнюдь не оптимистические настроения инвесторов уже отразились на кредитных ставках для этих стран. Испания и Португалия тратят на обслуживание своих долговых обязательств намного больше, чем, например, Германия. В течение прошлого года цена привлечения кредитных средств для Испании возросла в два, а для Португалии – в четыре раза.

Ситуацию в финансовой системе Европы усложняют надвигающиеся президентские и парламентские выборы – соответственно в Португалии и Ирландии. Очевидно, что в преддверии выборов, политические лидеры будут опасаться делать непопулярные шаги, что в конечном итоге приведет к дальнейшему росту стоимости кредитов.

Взгляды инвесторов и простых европейцев всё чаще с надеждой обращаются в сторону Германии, одной из богатейших стран Европы. До настоящего времени, Германия успешно противостояла попыткам втянуть её в создание широкомасштабного европейского фонда, необходимого для спасения потенциально проблемных стран-членов Еврозоны.

Подобная политика Берлина находит поддержку со стороны немецких налогоплательщиков, не желающих финансировать своих соседей. Однако, рано или поздно, жителям Германии придется выбирать: либо спасать Португалию и Испанию сейчас, либо же в дальнейшем спасать свои же собственные банки, вложившие огромные средства в финансовые системы соседних стран. Ясно одно: спасать соседей «сейчас» будет намного дешевле, чем спасать собственные банки «потом». Кроме того, активные действия «сейчас» смогут предотвратить увеличение списка стран нуждающихся в помощи.

В сложившихся обстоятельствах, становится всё более очевидным, а возможно и необходимым, более активное участие Германии в деле решения экономических проблем Европы. В тоже время, принимая во внимание грандиозные масштабы европейских финансовых проблем, для успешного разрешения ситуации, по всей вероятности, в игру придется вступить и Соединенным Штатам.

Как отмечает Брюс Стокес, ведущий аналитик Фонда Маршалла: «Еврокризис входит в новый и более опасный цикл. 2011 год может стать годом кошмаров, если Германия и США вместе не возьмутся за решение проблемы, возложив на себя большую ответственность. В противном случае, разгорающийся кризис может нанести существенный удар экономикам по обе стороны Атлантики».

Владимир Шекоян, доктор экономических наук, эксперт в области международных финансов и экономики.

Другие новости о событиях в мире читайте здесь

Новости экономики читайте здесь

XS
SM
MD
LG