Линки доступности

Трайбека: 90 фильмов в поисках зрителя


Кадр из фильма «Четвертое измерение»

Кадр из фильма «Четвертое измерение»

В Нью-Йорке открывается международный кинофестиваль

50 мировых премьер обещает зрителям 11-й международный кинофестиваль в Трайбеке. Смотр, один из крупнейших в США, открывается 18 апреля показом голливудской комедии «The Five-Year Engagement» (в русской прокатной версии – «Немножко женаты») с участием Джейсона Сегела и Эмили Блант. Сделав несколько реверансов в сторону Голливуда, фестиваль основное внимание намерен уделить независимому кино, как американскому, так и зарубежному.

Независимую направленность смотра подчеркнула в телефонном интервью «Голосу Америки» Дженна Терранова, программный директор фестиваля Трайбека. «Главным критерием для нас служит качество фильма, будь-то игровое кино или документальное, – сказала она. – Под качеством мы понимаем интересную историю, уровень режиссуры, актерской игры, диалогов. Еще нас интересует новизна темы и трактовки. Мы обсуждаем каждый фильм в своем кругу, много спорим. Отбор фильмов – объективный процесс с сильным элементом субъективизма».

Фестиваль продлится 12 дней. Команда экспертов-селекционеров во главе с Дженной Терранова отобрала из более шести тысяч предложенных лент только 90. Примерно половину лент конкурса составляют иностранные фильмы. Среди них эксперты выделяют израильский игровой фильм «Йосси» режиссера-репатрианта Эйтана Фокса о враче, скрытом гомосексуалисте, который ищет выхода из тупика, в который он себя загнал. Канадско-индийская картина «Жизнь перед ней» (The World Before Her) сравнивает представления и быт участниц конкурса красоты и учениц фундаменталистского интерната. В американо-мексиканской копродукции «Девушка» (The Girl) мать-одиночка из Техаса, чтобы заработать на жизнь, помогает нелегалам перебираться из Мексики в США.

«В нашей программе много иностранных фильмов, – сказала Терранова. – Мы же в Нью-Йорке, а это интернациональный город. Здесь много этнических общин, и фильмы из разных стран и регионов, безусловно, найдут заинтересованного зрителя. Но я полагаю, что увлекательный фильм, допустим, из Бразилии, привлечет не только выходцев из этой страны. Что касается баланса между американским и зарубежным кино, то он складывается как бы сам по себе. Посмотрите, в конкурсной программе есть и американские ленты, и иностранные. Характерно для этого года обилие документальных работ, которые составляют достойную конкуренцию игровым».

Продюсер и режиссер Ирвин Уинклер возглавляет жюри главного конкурса. В его составе актрисы Патрисия Кларксон и Дакота Фэннинг, режиссер Джим Шеридан, критик Лиза Шварцбаум и другие. В жюри конкурса документальных фильмов – Майкл Мур и Ким Кэтролл. Судить в других конкурсах приглашены также Вупи Голдберг, Сюзан Сарандон, Майк Ньювелл, Оливия Уайлд. В общей сложности шесть жюри вручат денежные призы на общую сумму 175 тыс. долларов.

Среди игровых лент, заслуживающих внимания, Терранова упомянула британскую «Приятная погода для свадьбы» (Cheerful Weather for the Wedding) режиссера-дебютанта Дональда Райса и американскую драму Линн Шелтон «Сестра твоей сестры» (Your Sister's Sister). Из документальных выделила «Обновленцев» (The Revisionaries) Скотта Турмана о борьбе вокруг стандартов школьного образования в Техасе, «Первую зиму» (First Winter) о группе бруклинских хипстеров, картину «Вавумба» (Wavumba) голландского режиссера Джероена ван Вельзена о ловле акул в Кении.

По мнению Терранова, фестиваль в Трайбеке отличается от своего старшего собрата, Международного Нью-Йоркского кинофестиваля в Линкольн-центре, ярко выраженным популизмом, то есть повышенным вниманием к обычным зрителям, для которых проводится множество специальных показов, дискуссий, встреч, образовательных и развлекательных акций.

Фестиваль в Трайбеке был учрежден сразу после терактов 11 сентября 2001 года. Инициатор проекта актер Роберт Де Ниро объединился с продюсерами Джейн Розентол и ее мужем, Крейгом Хэткофф, чтобы создать праздник искусств для жителей Манхэттена и вдохнуть новую энергию в город, потрясенный трагедией.

В отличие от Нью-Йоркского фестиваля в Линкольн-центре, который вот уже полстолетия гордо несет знамя арт-кино, Трайбека пытается угодить самым разным категориям зрителей, от искушенных арт-фанатов до любителей голливудских боевиков. Трайбека и в этот раз рассчитывает на звездную мощь приглашенных «селебритиз», в числе которых Джастин Бибер, Тони Беннетт, Крис Рок, Оливия Уайлд и Джеймс Франко. Кстати, Франко является героем юмористической документальной фантазии «Франкофрения», включенную в программу Viewpoints.

Характерно, что в конкурсной программе присутствует канадская лента «Ведьма войны» (War Witch), которая в феврале принимала участие в конкурсной программе Берлинского кинофестиваля, причем юная актриса из Конго Рашель Мванза получила там приз за лучшую женскую роль. Включение в главный конкурс уже засвеченной ленты немыслимо для мировых смотров первого ряда, таких как Канн, Венеция, Берлин и Торонто. Но Трайбека, как отметила Терранова, позиционирует себя как фестиваль демократичный, открытый, рассчитывающий на внимание человека «с улицы».

Обращает на себя внимание традиционно невысокий интерес отборщиков Трайбеки к фильмам из России и стран бывшего Советского Союза. В программе этого года – международный альманах «Четвертое измерение», где наряду с польской и американской новеллами, представлена новелла российского режиссера Алексея Федорченко («Овсянки», «Первые на Луне»). Герой его новеллы «Хроноглаз» – провинциальный ученый-чудик, изобретатель машины времени.

Русская танцевальная пара Славик Крикливый и Анна Мельникова вдохновили датских режиссеров Кристиана Бонке и Андреаса Кофода, снявших о них документальную ленту «Бальный танцор» (Ballroom Dancer). В документальной картине шведа Петтера Рингбома «Русская зима» (The Russian Winter) рассказывается о трехмесячном пребывании американского музыканта Джона Форте в России. А в короткометражной немецко-украинской анимации «История Леонида» (Leonid’s Story) Райнера Людвигса и Татьяны Чернявской в сюрреалистическом стиле трактуется тема трагических последствий Чернобыльской катастрофы.

XS
SM
MD
LG