Линки доступности

«Куриная война»


С 1 января 2010 года в России вступили в действие новые правила обработки мяса птицы, которые разработал Роспотребнадзор. Отныне производители обязаны свести к минимуму использование хлора. Это решение ударило в первую очередь по американским экспортерам, которые обязаны использовать хлор согласно существующим в США нормам. 17 января американская делегация начнет переговоры с Россией с целью урегулирования этой проблемы.

Сегодня премьер-министр России Владимир Путин провел совещание по вопросу «О производстве и развитии рынка мяса птицы в Российской Федерации» и заявил: «К сожалению, у некоторых наших партнеров – прежде всего, имею в виду компании из Соединенных Штатов Америки – мы пока не видим готовности соблюдать российские стандарты. Собственно, это не что-то квасное, исключительно российское – это те стандарты, которые приняты в Евросоюзе. (...) Если некоторые зарубежные поставщики не хотят или не в состоянии выполнить наши требования по безопасности, тогда мы будем использовать другие источники поставок. (…) И, конечно, здесь не надо искать никакой подоплеки, не дай Бог, никакой политической подоплеки».

Стоит напомнить, что это не первый раунд «куриной войны» между США и Россией, которая более десяти лет является крупнейшим мировым покупателем американской курятины. В 2003 году Россия ввела квоты на экспорт курятины – в 2005 году был достигнут компромисс, согласно которому производители США получили право заполнять три четверти квот. В 2006 году Россия пригрозила Вашингтону сокращением закупок мяса птицы в случае, если США не облегчат ей путь вступления в ВТО. В 2008 году Россия запретила ряду американских компаний поставлять ей мясо птицы, по причине нарушения ими российских стандартов.

Нефетериус Акели МакФерсон, старший советник по связям с прессой торгового представителя США, заявил «Голосу Америки»: «В 2008 году безопасность и эффективность хлора, как средства снижения микробиологических рисков была подтверждена независимой экспертной комиссией, созданной Всемирной организацией здравоохранения и Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН. США предоставили правительству России данные дополнительных исследований, однако до декабря 2009 года российские официальные лица отказывались обсуждать эту тему с американскими экспертами».

Глава Совета США по экспорту домашней птицы и яиц Джим Самнер в интервью «Голосу Америки» подчеркнул: «Практически все американские предприятия, за исключением одного или двух, применяют хлор, потому что это наиболее эффективный и рациональный способ борьбы с патогенными микробами, такими, например, как сальмонелла. К тому же, после использования хлора на птице не остается никаких вредных примесей».

В свою очередь, сенатор Сергей Лисовский, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике, возглавляющий компанию «Моссельпром» (на официальном сайте компании указано, что это «один из ведущих и наиболее эффективных вертикально-интегрированных производителей сельскохозяйственной продукции в России, занимающихся птицеводством») оценил ситуацию в интервью изданию km.ru. Он в частности отметил: «Хлор – это первый боевой отравляющий газ, который использовался в Первой мировой войне. Он так и остался наиболее токсичным и ядовитым веществом для живых существ. В той концентрации, которая содержится в ножках, он может вызвать аллергию у наших детей. Почему у нас каждый второй ребенок – аллергик? В том числе и из-за этого».

Григорий Йоффе, профессор Университета Рэдфорд, сказал «Голосу Америки»: «Официально нынешние ограничения на поставки связаны с использованием хлора. Неофициально, это достижение российского сельскохозяйственного лобби, пытающегося поднять цены на курятину, поскольку местные производители страдают от значительных производственных издержек и вынуждены довольствоваться небольшой прибылью. В прошлом, подобные запреты преследовали только такие цели. Однако мощности российского птицеводства пока не адекватны и после того, как цены вырастали, импорт возобновлялся».

Россия не первой вводит запрет на поставки продовольственных товаров, обработанных с использованием хлора. В 1997 году на этот шаг пошел Европейский Союз. Однако в 2008 году Европейское агентство продовольственной безопасности, Комитет ЕС по науке и экологическим рискам и Научный комитет ЕС по новым рискам для здоровья разрешили использовать хлор в пищевой промышленности для уничтожения патогенов, отметив, что эта технология является «безопасной и эффективной». Европейская Комиссия изначально приняла решение отменить запрет, но под давлением нескольких государств-членов это решение было пересмотрено. В результате, США подали иск во Всемирную торговую организацию, считая, что данная политика ЕС нарушает принцип свободной торговли.

Ситуация осложняется тем, что российский Роспотребнадзор в последние годы приобрел чрезмерно политизированную репутацию: на волне политических конфликтов, он, например, вводил жесткие ограничения на поставку в России продовольственных товаров из Грузии и – совсем недавно – Беларуси.

По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, Соединенные Штаты являются крупнейшим в мире производителем куриного мяса. В 2008 году (последние доступные данные) на их долю приходилось 23,2% объемов мирового производства (на долю Китая – 16,7%, Бразилии – 15,5%). По данным Министерства сельского хозяйства США, в 2008 году Соединенные Штаты также были крупнейшим экспортеров курятины (39,5%), занимающая второе место Бразилия контролировала 37%, ЕС (третье место) – 8%. В последние годы на экспорт направляется примерно 18% произведенных из курицы продуктов.

Поставки американской курятины в Россию начались в 1992 году, пик (более 1 000 млн тонн) был достигнут в 2001-м, в последующие годы объемы поставок колебались на уровне 600-830 млн тонн в год. Эти поставки совершаются по специальным квотам, которые постепенно уменьшаются: если в 2008 году США ввезли в Россию более 800 млн тон, то в 2009 году этот показатель уменьшен до 750 млн, а в 2010 году – 600 млн. Предполагается, что в 2011 году эта квота будет уменьшена до 446,4 млн, а в 2012 году – до 409 млн тонн.

В 2008 году Россия закупила примерно 26% американского экспорта курятины. В результате, по оценкам Ассоциации операторов российского рынка мяса птицы, на долю американской продукции приходится примерно 16-18% российского рынка.

В свою очередь, по данным Министерства сельского хозяйства России, в последние годы в стране был отмечен бурный рост производства – за период с 2002 по 2008 год объемы произведенной курятины утроились, достигнув 2 млн тонн.

Для сравнения, по оценкам Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, в 2009 году общемировое производство курятины составило 79,5 млн тонн, из них на долю США пришлось примерно около 20,1 млн. Продовольственная организация ООН также прогнозирует, что в 2010 году объемы российского производства еще более вырастут и достигнут 2,8 млн тонн.

По оценкам журнала Poultry International, успехи производителей России можно по крайней мере частично объяснить действиями государства, которое в 2009 году предоставило им значительные льготные кредиты (на сумму, превышающую 4 млрд долларов). По прогнозу журнала, к 2012 году Россия может полностью обеспечивать себя курятиной, сведя долю импорта до 10% от общего объема потребления.

Пока же, по сообщению газеты The Moscow Times, после введения запрета на импорт американской курятины, цены на этот продукт в России повысились на 20%. Джим Самнер следующим образом комментирует сложившуюся ситуацию: «Наши экономические интересы пока еще не очень пострадали. Если запрет не будет отменен, то это, безусловно, отразится на нашем производстве. Но примечательно то, что это в первую очередь отразится на стоимости продуктов питания и доступности определенных изделий из куриного мяса для российского покупателя. Российские эксперты заявили о том, что 20% недорогого куриного мяса пропадут с прилавков российских магазинов в результате этого запрета. Ассоциация операторов российского рынка мяса птицы сообщила, что российским птицефермам потребуется около пяти лет, чтобы компенсировать нынешний разброс цен между запрещенным американским продуктом и его конкурентами в России. И я думаю, что эти специалисты знают лучше нас, каков будет эффект. На сегодняшний день нет ни одной страны в мире, которая бы была способна заменить американскую курятину на российском рынке. Таким образом, главным результатом запрета явится общий рост цен, отчего российский потребитель только проиграет».

XS
SM
MD
LG