Линки доступности

Новая политика США в Центральной Азии

  • Эрика Марат

В данном материале была допущена ошибка при изложении речи заместителя помощника госсекретаря США по вопросам Южной и Центральной Азии Джорджа Крола. В частности, г-н Крол не использовал оборота «несостоявшиеся государства» в отношении Кыргызстана и Таджикистана. В статью внесены соответствующие изменения, выделенные жирным шрифтом (см. ниже).

Администрация президента США Барака Обамы недавно завершила пересмотр приоритетов своей политики в странах Центральной Азии. В связи с этим во вторник 15 декабря в Сенате США состоялись слушания, в которых приняли участие члены американского правительства и аналитики.

Сенаторы отметили важность центрально-азиатского региона для осуществления новой стратегии президента Обамы в Афганистане и Пакистане, а также необходимость дальнейшего укрепления связей со всеми пятью государствами региона. «Задача Соединенных Штатов в Центральной Азии – помочь странам укрепить стабильность, а также решить проблемы терроризма и эффективного распределения энергетических ресурсов, – сказал в своем выступлении сенатор Роберт Кейси. – Поэтому политика США в регионе должна отталкиваться от ситуации в соседних Афганистане и Пакистане».

Особую роль, считает сенатор, Центральная Азия играет в Северной сети доставки (NDN), которая связывает США и Южную Азию через территорию Евразии. NDN необходима для доставки грузов в Афганистан сухопутным, воздушным и морским путем. В то же время NDN поможет Центральной Азии наладить международные торговые пути с соседями.

В свою очередь помощник госсекретаря США Джордж Крол обозначил пять основных приоритетов официальной политики США в Центральной Азии:

1. Расширение сотрудничества с Центрально-азиатскими государствами с целью поддержки усилий Международных сил содействия безопасности в Афганистане и Пакистане, а также для установления стабильности в регионе. Эта задача включает в себя развитие двусторонних отношений между странами Центральной Азии и США, а также обеспечение надежности NDN.

2. Развитие и диверсификация энергетических ресурсов региона. Центральная Азия обладает большим количеством энергоресурсов, которые необходимо развивать для установления международной энергетической безопасности. Страны Центральной Азии должны воспользоваться международным опытом и стремиться к диверсификации торговых отношений с разными странами.

3. Поддержка политической либерализации и соблюдения прав человека. По словам Джорджа Крола, администрация Обамы не пытается навязать политические принципы странам Центральной Азии, но это не означает, что США не будут и далее активно поддерживать демократическое правление и соблюдение прав человека. США понимают, что политические преобразования требуют времени. Вместе с тем Вашингтон надеется, что председательство Казахстана в ОБСЕ в следующем году будет способствовать демократическим процессам в регионе в целом.

4. Содействие развитию рыночной экономики и проведению экономических реформ. Правительство США ставит целью помочь центрально-азиатским странам наладить торговые отношения между собой, а также помочь развить торговые связи через NDN.

5. Предотвращение распада государств. Многие государства страдают от отсутствия возможности обеспечить бесперебойное функционирование государственных структур, образования, здравоохранения, экономики. Во многих странах существует проблема коррупции, которая способствует экономической неэффективности и политической слабости. Правительство США стремится сосредоточить диалог и программы поддержки на создании необходимых возможностей и предотвращении потенциальных неудач.

С резкой критикой обозначенной политики выступили старший сотрудник Центра Карнеги Марта Брилл Олкотт и профессор Института стратегических исследований при Колледже Армии США Стивен Бланк.

«Нынешние приоритеты США в Центральной Азии напоминают политику 2001 года, когда США начали военную кампанию в Афганистане. Однако страны региона значительно изменились с тех пор», – сказала Олкотт. По словам эксперта, по сравнению с 2001 годом центрально-азиатские страны активнее вовлечены в международную политику, роль Китая значительно усилилась, присутствие России достигло своего максимума, и роль мусульманских стран увеличилась. Наконец, политические элиты региона осознают, что в ближайшем будущем США намереваются вывести войска из Афганистана.

Далее Марта Брилл Олкотт отметила, что центрально-азиатские государства сегодня отличаются друг от друга своим экономическим развитием, сложившейся политической ситуацией и укладом общества. Поэтому политика США должна учитывать отдельные характеристики каждой страны.

В свою очередь Стивен Бланк напомнил, что Центральная Азия должна рассматриваться в более широком контексте и не восприниматься как придаток политики США в Афганистане и Пакистане. США должны уделять региону особое внимание, так как существует опасность того, что террористические группировки Талибан и Аль-Кайда могут подорвать его стабильность. Кроме того, Центральная Азия расположена между Китаем, Россией и Индией, которые усиливают свое влияние в регионе. Наконец, энергетические ресурсы Центральной Азии также важны для США.

«Однако сегодня у правительства США нет конкретного политического курса по отношению в Центральной Азии, и регион рассматривается лишь как часть Северной сети доставки, – отмечает профессор Бланк. – Такая постановка вопроса ослабляет позиции США в странах Центральной Азии». Эксперт напоминает, что у США появился второй шанс разработать эффективную политику в регионе, и его нельзя упустить.

XS
SM
MD
LG