Линки доступности

О том, как «умные» гаджеты контролируют сознание человека


Евгений Морозов на презентации своей книги в Нью-Йорке

Евгений Морозов на презентации своей книги в Нью-Йорке

Новая книга Евгения Морозова: приложения к телефону решают наши проблемы – и лишают нас выбора

Представьте себе мир, в котором новые «умные» технологии – гаджеты, приложения к телефону – не являются пассивными слугами человека, а начинают человека и его личную информацию контролировать. Направляют людей, корректируют их поведение и даже изменяют то, что их окружает.

Именно об этом мире – в котором, кстати, мы уже живем – рассказал на презентации в Нью-Йорке Евгений Морозов (Evgeny Morozov), американский писатель и обозреватель белорусского происхождения. Морозов только что опубликовал новую книгу «Чтобы разрешить любую проблему, нажмите здесь: легковерная мания поиска технологических решений» (To Save Everything, Click Here: The Folly of Technological Solutionism).

О ней – и об опасностях передачи гаджетам своей личной информации – Евгений поделился в Совете Карнеги по вопросам этики в международных отношениях (Carnegie Council for Ethics in International Affaires).

Мир этот Евгения тревожит и должен, по его мнению, тревожить и нас. Почему? Потому что он совсем не является прекрасной футуристической утопией. Он скорее напоминает суперсовременный вариант тоталитарного общества, описанного в книге Джорджа Оруэлла «1984»: роль «Большого брата» выполняют «умные» технологии.

За последние 10 лет сенсорные устройства различного рода стали очень дешевыми, они могут быть очень маленького размера, рассказал Евгений. Поэтому их можно поместить на какой угодно предмет.

Представьте себе «умную» зубную щетку с таким сенсорным устройством, которая считает, сколько раз ты почистил зубы, и сообщает эти данные твоему зубному врачу и твоей страховой компании через Интернет. Это не фантазия, такие зубные щетки уже существуют.

Или вообразите «умную» вилку, которая определяет, как быстро вы едите, и сообщает вам об этом – такие вилки были продемонстрированы на выставке электроники в Лас-Вегасе в прошлом году. Или представьте себе зонт, который тоже оснащен сенсором и определяет, какая на улице будет погода и нужно ли брать вам этот зонт с собой. Такой зонт тоже уже спроектирован.

А есть еще умные ботинки, которые знают, когда они порвутся, и сообщают об этом своему хозяину. То есть в каком-то смысле все эти предметы как бы начинают понимать свое предназначение. И тем или иным способом влияют на поведение своего владельца – подталкивают его к тому, чтобы он чаще чистил зубы, медленнее ел, взял с собой зонт, купил новые ботинки. То есть гаджеты – сенсоры – начинают изменять поведение человека, «управляют» им.

Евгений отмечает в своей книге, что с распространением Facebook и смартфонов частная информация людей все чаще и шире передается в социальных сетях – таким образом позволяя частным коммерческим компаниям собирать огромные базы данных с самыми подробными деталями жизни каждого пользователя.

Вот, например: «умный» мусорный ящик. Это не шутка, такой уже существует. К его крышке прикреплен смартфон, который делает фото вашего мусора каждый раз, когда вы бросаете что-то в ящик. Потом это фото помещается на сайт mechanicalturk, это сайт компании «Amazon», где информацию анализирует группа специалистов. Затем информацию посылают в Facebook, где владелец мусорного ящика начинает набирать очки и становится участником соревнования на лучшего «охранника» окружающей среды. То есть при помощи гаджетов людей мотивируют делать то, чего они раньше не делали – собирать очки и участвовать в соревновании.

Евгений также привел в пример новый гаджет «Очки Гугл», который компания выставит на рынок в ближайшие месяцы. Они стоят около 1500 долларов.

В эти очки встроен мини-компьютер. Компьютер различает вещи и предметы и может отличать объекты один от другого – сейчас владелец через очки смотрит на стену, а сейчас – на стекло. Очки могут напоминать человеку, куда он должен идти и что должен делать. И если их носить каждый день – а именно так компания «Гугл» их рекламирует – они будут знать о своем владельце абсолютно все, все его привычки.

Эту информацию «Гугл» сможет загрузить в электронную почту и другие приложения и платформы «Гугл» и предсказать ваши планы на ближайшие 5-6 часов. И, возможно, влиять на ваши планы и ваше поведение. Например, японская версия этих очков сможет увеличить на вид размер гамбургера, который вы заказали в ресторане, чтобы вы меньше съели и не поправились, или скрыть самые калорийные блюда в ресторанном меню, чтобы вы их не заказывали.

По словам Евгения Морозова, в Силиконовой долине – там, где «умные» технологии разрабатывают, – сейчас существует тенденция превратить любую деятельность в игру, в соревнование между пользователями. И подтолкнуть пользователей делать то, чего они раньше не делали.

Евгений Морозов видит в распространении идеи о том, что приложение к смартфону может решить любую проблему, много тревожного. Самое главное – компания «Гугл» никому не сообщает, что происходит с личной информацией, которую она собирает на каждого пользователя.

Если бы вы знали, что происходит с информацией, собранной о вас “Гугл”, вам бы стало намного страшнее жить
«Если бы вы знали, что происходит с информацией, собранной о вас “Гугл”, вам бы стало намного страшнее жить», – сказал Морозов собравшимся послушать его презентацию в Совете Карнеги.

Морозов напомнил, что совсем недавно «Гугл» объединила все свои платформы и «сливает» всю информацию о клиентах в общий информационный «котел» – данные, полученные с YouTube и из GMail будут анализировать в одной базе данных.

«Почему это плохо? Компания утверждает, что помогает потребителям решать проблемы. Но стоит ли ради всех этих гаджетов лишаться права на частную жизнь?» – спрашивает Евгений.

По словам Евгения, создается иллюзия, что потребитель приобретает средства для программирования реальности, для управления ею. «Гугл» также позиционирует себя как компания, которая не просто делает деньги, а имеет гуманные цели – то есть не просто продает рекламу в коммерческих целях, а при помощи гаджетов решает проблемы мира, такие как эпидемия ожирения или глобальное потепление.

«Мы должны быть очень осторожны, когда передаем решение наших проблем в руки частных компаний, в частности, Силиконовой долине, – сказал Евгений Морозов. – Цель их бизнес-модели – получение от нас как можно большего объема данных о нас самих».

Меня также очень тревожит, что люди, которые будут отказываться взаимодействовать с этими компаниями, отказываться передавать им свою личную информацию, – их честность будут ставить под сомнение, будут думать, что они что-то скрывают, и их будут наказывать. Им могут повысить страховку на машину или на медицинские услуги – потому, что они отказались повесить на себя или на свой автомобиль сенсор
«И меня также очень тревожит, – продолжил он, – что люди, которые будут отказываться взаимодействовать с этими компаниями, отказываться передавать им свою личную информацию, – их честность будут ставить под сомнение, будут думать, что они что-то скрывают, и их будут наказывать. Им могут повысить страховку на машину или на медицинские услуги – потому, что они отказались повесить на себя или на свой автомобиль сенсор».

Евгений Морозов предлагает начать глобальный дискурс на эту тему – об опасности решения всех проблем при помощи гаджетов. Он отметил, что шесть стран Евросоюза подали в суд на «Гугл» за то, что компания объединила базы данных на всех своих платформах. Евгений считает, что ситуацию должен кто-то регулировать – возможно, государство, возможно, гражданское общество в широком смысле этого слова.

Отвечая на вопрос «Голоса Америки» о том, можно ли сравнить попытки технологических компаний завладеть умами потребителей с тем, как в СССР умами граждан пыталось управлять государство, Евгений ответил следующее: «Силиконовая долина “продает” нам как раз обратное – не единство идеологии, как в СССР, а то, что мы якобы сами делаем выбор, что мы как никогда контролируем собственные поступки. Чем дальше – тем якобы больше у нас выбора. И многие этим заявлениям верят».
  • 16x9 Image

    Виктория Купчинецкая

    Штатный корреспондент "Голоса Америки" с 2009 года.  Работала в Вашингтоне, сейчас базируется в бюро "Голоса Америки" в Нью-Йорке. Телевизионный журналист, свободно ориентируется во многих аспектах американского общества, включая внешнюю и внутреннюю политику, социальные темы и американскую культуру

Показать комментарии

XS
SM
MD
LG