Линки доступности

Дебют Керри


Джон Керри и Биньямин Нетаньяху. Иерусалим, Израиль. 9 апреля 2013 года

Джон Керри и Биньямин Нетаньяху. Иерусалим, Израиль. 9 апреля 2013 года

Помогут ли США возобновить мирный процесс на Ближнем Востоке?

США провел переговоры с израильскими и палестинскими лидерами, призвав их возобновить мирный процесс. Керри предложил реализовать новый план мирного урегулирования и выразил надежду на то, что ситуация не безнадежна. Опрошенные Русской службой «Голоса Америки» эксперты из США, Израиля и России выражают осторожный оптимизм.

Красные даты

В этом году исполняется 20 лет со дня подписания соглашения в Осло, в рамках которого, в частности, Израиль и палестинское руководство официально признали друг друга.

Визит Керри в Израиль и Палестинскую автономию совпал с десятой годовщиной публикации официального плана разделения Израиля и Палестины в рамках так называемой «дорожной картой», принятой по инициативе «квартета» международных посредников – ООН, США, России и ЕС.

Однако, несмотря на обилие деклараций и соглашений, в последние годы мирный процесс забуксовал. Ситуация еще более осложнилась в результате «Арабской весны», которая привела к смене режимов в ряде государств, в том числе – в Египте, который традиционно играет одну из ключевых ролей в регионе.

Марк Катц, профессор Университета Джорджа Мэйсона (Mark Katz, George Mason University), отмечает: «На мой взгляд, мирный процесс не мертв, но он еле дышит. Мне представляется, что шансов на успех немного, но лучше начать действовать, чтобы ситуация еще более не ухудшилась».

После смены власти в Египте, сложной ситуации в других ключевых странах региона, достаточно трудно добиться мирного урегулирования – этого не удалось сделать до начала "Арабской весны", когда регион находился в состоянии относительной стабильности. Поэтому многие скептически оценивают перспективы предложений, с которыми выступает госсекретарь Керри
«Несмотря на многочисленные попытки сдвинуть мирный процесс с мертвой точки – и в рамках Генеральной Ассамблеи ООН, и в Совете безопасности, и в рамках "четверки" – пока это ни к чему позитивному не привело. После смены власти в Египте, сложной ситуации в других ключевых странах региона, достаточно трудно добиться мирного урегулирования – этого не удалось сделать до начала "Арабской весны", когда регион находился в состоянии относительной стабильности. Поэтому многие скептически оценивают перспективы предложений, с которыми выступает госсекретарь Керри», – говорит старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Ахмедов.

Что предлагает Керри?

Джон Керри посетил Израиль после того, как свой первый визит в эту страну совершил президент Барак Обама. которому удалось дать импульс к нормализации отношений между двумя важными участниками процесса – Турцией и Израилем. После двух с лишним лет напряженных отношений, премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху извинился перед своим турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом за трагический инцидент – когда в результате рейда израильского десанта против турецкого корабля «Мави Мармара» погибли турецкие граждане.

Президент Обама также выступил в Израиле с программной речью, в которой призвал к урегулированию израильско-палестинских противоречий. Наполнить новый план содержанием и должен был госсекретарь Керри.

О деталях его мирной инициативы пока известно очень мало: сам госсекретарь заявил, что на первом этапе он планирует восстановить взаимное доверие в отношениях между израильтянами и палестинцами. Как подчеркнул Керри, выступая в Тель-Авиве: «Я хочу подчеркнуть, что президент направил меня не для того, чтобы я предложил или воплотил в жизнь американский план или диктовал кому-то, каким образом следует двигаться вперед. В конечном итоге, речь идет о переговорах между Государством Израиль и Палестинской Автономией».

Ветеран израильской госслужбы Яков Кедми говорит: «Керри пытается выяснить: каковы приемлемые условия, на которых стороны согласятся пойти на соглашение. После этого он предложит президенту на утверждение американский план урегулирования. После утверждения этого плана, США попробуют привести стороны к соглашению. Сейчас – первый этап, на котором Керри пытается определить шансы на урегулирование и его параметры. Всё остальное будет производной от его оценки. Пока он оптимистичен. Но, по большому счёту, всё зависит от устойчивости власти Аббаса и Нетаняьху».

Израильский политолог Давид Эйдельман комментирует: «То, что делает Керри, имеет мало отношения к "Дорожной карте" и Осло. Керри стремится оживить то, что было предложено в 2002 году и называется "Арабской мирной инициативой". Ее суть заключалась в следующем: если проблему невозможно решить в узких – израильско-палестинских – рамках, то ее надо попробовать решить в широких рамках». Эйдельман считает, что в нынешних условиях эта инициатива имеет немного шансов на успех.

Марк Катц также сомневается в успехе: «Когда Барак Обама только стал президентом, он верил в возможность достижения компромисса. Но, как мне представляется, потом он утратил интерес к этой теме. На израильско-палестинский конфликт было затрачено невероятное количество времени и энергии, но эта ситуация не оставляет шанса на успех для президента США».

Владимир Ахмедов напоминает, что «Арабская мирная инициатива» строилась по формуле «мир в обмен на территории», а ныне палестинцы настаивают на том, чтобы Израиль согласился вернуться к границам 1967 года, что неприемлемо для еврейского государства.

Тем не менее, по мнению Ахмедова, инициативу США стоит приветствовать: «Новая инициатива, на мой взгляд, несет большой позитивный заряд. Если, конечно, она будет реализовываться не только на словах. Эта инициатива начинает программировать политических лидеров региона не только на жесткую конфронтацию, которая возникла на волне событий в Сирии, а на поиски мира. Через поиски мира между израильтянами и палестинцами возможно снижать накал напряженности и в тех странах, которые завязаны на мирный процесс. Уже есть позитивные сдвиги: произошло турецко-израильское примирение».

США и Ближний Восток

В последнее время в американских СМИ появилось много публикаций, авторы которых высказывают мнение, что «Арабская весна» де-факто привела к уменьшению влияния Вашингтона на Ближнем Востоке.

Собеседники корреспондента Русской службы «Голоса Америки» в США и Израиле сомневаются в справедливости этой оценки.

Влияние Соединенных Штатов уменьшилось, однако не настолько значительно, как принято думать. Пример: новое правительство Египта продолжает соблюдать условия мирного договора с Израилем, оно сотрудничает с США. Обычно, если теряет власть непопулярный проамериканский диктатор, США полностью утрачивает свое влияние. Но в Египте этого не произошло. То есть, ситуация отнюдь не столь плоха
«Влияние Соединенных Штатов уменьшилось, однако не настолько значительно, как принято думать – замечает Марк Катц. – Пример: новое правительство Египта продолжает соблюдать условия мирного договора с Израилем, оно сотрудничает с США. Обычно, если теряет власть непопулярный проамериканский диктатор, США полностью утрачивает свое влияние. Но в Египте этого не произошло. То есть, ситуация отнюдь не столь плоха».

Давид Эйдельман предлагает взглянуть на историю вопроса.

«Премьер-министр Израиля Ицках Рабин (лауреат Нобелевской премии мира, подписавший соглашение в Осло и мирный договор с Иорданией – ГА) не скрывал, что стремился сделать США главным посредником в мирном процессе – напоминает эксперт. – Потому что любое арабское государство, заключающее мир с Израилем, автоматически заключает мир с Соединенными Штатами и становится их клиентом. Так, клиентами, получающими американскую военную помощь, стали Иордания и Египет. В результате, по большому счету, ни один египетский военный самолет не может взлететь без разрешения Вашингтона. США в этом отношении ведут себя достаточно круто: если хотят выразить свое недовольство – они это делают. Они захотели выразить недовольство действиями Израиля по "делу Полларда" (израильское руководство пытается добиться освобождения Джонатана Полларда, отбывающего пожизненное заключение в США за шпионаж в пользу еврейского государства – ГА), они просто перестали на 20 дней поставки запчастей – через 20 дней израильская авиация встала».

Россия

Россия (а ранее Советский Союз) на протяжении долгих десятилетий играла серьезную роль на Ближнем Востоке. Ныне Россия остается в составе «Ближневосточного квартета», однако в последние годы не добилась серьезных успехов на этом направлении.

Давид Эйдельман считает, что в силу ряда причин, влияние Москвы на израильско-палестинский мирный процесс незначительно, и напоминает о неудачной попытке России провести представительную международную конференцию по этой тематике.

«Основная конструктивная роль России в данный момент, это координация своей политики по этому вопросу с США и Европой. – считает Яков Кедми. – Россия самостоятельно не в состоянии повлиять на решение. Но исключение России из процесса, или предоставление ей третьестепенной роли подтолкнут её к занятию самостоятельной позиции, отличной от США и Европы, что отрицательно повлияет на возможности урегулирования».

Комментирует Владимир Ахмедов: «В начале года была опубликована Концепция внешней политики России. Там есть пассаж о позиции России по арабо-израильскому урегулированию: "Россия продолжит мобилизацию коллективных усилий для достижения на международно признанной основе всеобъемлющего и долгосрочного урегулирования арабо-израильского конфликта во всех его аспектах, включая создание независимого палестинского государства, сосуществующего в мире и безопасности с Израилем".

Важно, что раньше МИД использовал формулировку о палестинском государстве "в границах 1967 года"», а здесь она не использована. Насколько я понимаю, Россия готова к полноценному участию в процессе урегулирования».

Марк Катц считает, что энтузиазм России не следует преувеличивать: «Я сомневаюсь, что Москва заинтересована в том, чтобы быть серьезно вовлеченной в мирный процесс: она хочет быть участником мирного процесса, но не хочет – в отличие от США – тратить время, пытаясь примирить тех, кто не хочет примирений».

Показать комментарии

XS
SM
MD
LG