Линки доступности

Агрессивная политика России лишила Содружество независимых государств репутации «инструмента для цивилизованного развода», отмечают эксперты

КИЕВ – Украина изучает возможность выхода из состава Содружества независимых государств (СНГ). Об этом в эфире ток-шоу «Люди. Hard Talk. LIVE» заявил министр иностранных дел Украины Павел Климкин, сообщает 10 октября телеканал «112.Украина».

«Мы изучаем вопрос выхода. У нас есть несколько десятков соглашений, которые касаются, например, взаимного признания дипломов, выплат пенсий. Сейчас мы завершаем работу, которая позволит нам урегулировать эти соглашения. Я являюсь последовательным сторонником выхода из СНГ», – отметил министр Павел Климкин.

Согласно Соглашению о создании СНГ, Украина является государством-учредителем этой межгосударственной организации.

«Содружество Независимых Государств (СНГ) образовано 8 декабря 1991 года руководителями Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины, подписавшими Соглашение о его создании», – отмечается на сайте Исполнительного комитета СНГ.

В справочных материалах Содружества подчеркивается, что 21 декабря 1991 года в Алма-Аты (Казахстан) одиннадцать суверенных государств подписали Протокол к «Соглашению о создании СНГ в составе: Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины».

Грузия покинула СНГ

В учредительных документах отмечается, что «позднее, в декабре 1993 года, к Содружеству присоединилась Грузия», которая официально покинула организацию 18 августа 2009 года.

Напомним, что 13 октября 2014 года в Верховную Раду Украины был внесен проект закона «О приостановлении действия Соглашения о создании Содружества Независимых Государств».

«Военные действия Российской Федерации на территории Украины, содействие сепаратизму и терроризму в восточном регионе Украины грубо нарушают права человека и основные свободы в Украине, приводят к гибели украинских военных и гражданских лиц, дестабилизируют политическую и экономическую ситуацию в Украине. <…> Учитывая вышеизложенное, целесообразно остановить участие Украины в Содружестве, поскольку выполнение его условий осуществляется Украиной в одностороннем порядке», – отмечается в пояснительной записке к проекту данного закона.

Согласно регистрационным данным на сайте украинского парламента, этот документ был отозван 27 ноября 2014 года

Особые условия: Украина и СНГ

Политический аналитик института Евро-Атлантического сотрудничества Владимир Горбач считает, что СНГ, как организация, всегда рассматривалась в официальном Киеве в качестве «инструмента для цивилизованного развода».

«Во все времена, с момента обретения Независимости, именно так к нему относилось украинское руководство. Теперь мы можем констатировать, что цивилизованного развода благодаря усилиям российского партнера не произошло», – отмечает Владимир Горбач в комментарии корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».

Владимир Горбач говорит о том, что Украина, как вторая после России по потенциалу, площади и населению на территории бывшего Советского Союза, претендовала на особые условия для цивилизованного выхода из различных других межгосударственных форматов.

«И поскольку Россия с этой особой для нас ролью не считалась, она воспринимала Украину, как поле для экспансии, как поле борьбы. Нынешняя украино-российская война объясняется тем, что все попытки Кремля создать условия для реинтеграции Украины были неудачными», – утверждает Владимир Горбач.

Вместе с тем, эксперт говорит о новых реалиях, в которых официальный Киев заявляет о своем желании выйти из Содружества независимых государств (СНГ).

«Украина два года думает, что ей делать в данной ситуации. Несомненно, в арсенале украинской дипломатии и внешней политики есть необходимые инструменты, но с точки зрения политического и дипломатического маневра, мы ограничены в своих действиях перспективой выполнения "Минских соглашений"», – отмечает Владимир Горбач.

По его словам, чреда субъективных и объективных причин не позволили Украине, начиная с 90-х годов, отказываясь от сближения в рамках в СНГ с бывшими советскими республиками, достичь настоящей перспективы членства в НАТО и Европейском Союзе.

«Были и внутренние причины: отсутствие соответствующих реформ внутри республики делали эту интеграцию и членство в Евросоюзе и НАТО невозможными. С другой стороны ЕС и НАТО не были готовы к полноценной интеграции с Украиной – на них очень влияла позиция России. До войны в Донбассе официальная Москва оставалась главным партнером ЕС и НАТО на постсоветском пространстве, более важным, чем Украина», – отмечает Владимир Горбач.

Такая политика Запада, его желание строить отношения с независимыми республиками, «с оглядками и через розовые очки» на Россию, по словам Владимира Горбача, привели к нынешнему «непредвиденному положению» в диалоге с Украиной.

СНГ? Это было давно

Украинский политолог Виталий Филипповский считает, что де-факто Украина «очень давно» отказалась от статуса полноправного и ассоциированного участника СНГ.

«Это произошло до всех событий последних двух лет – СНГ, как организация, демонстрировала свою недееспособность на протяжении последних 25 лет. На фоне ухудшения отношений между Украиной и Россией, Россией и Грузией, Содружество оказалось неспособным быть площадкой для налаживания отношений между странами. Поэтому на данный момент СНГ для украинской власти, как формат участия больше символический, чем юридический. Однако риторика министра иностранных дел сегодня выглядит не больше чем информационный повод, о котором вскоре забудут», – говорит Виталий Филипповский корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».

Виталий Филипповский указывает на снижение внутриукраинской дискуссии в политической плоскости о международных формах, в которых страна могла бы участвовать.

«Где-то к 2012 году в стране активно обсуждали не только перспективы вступления в Евросоюз, но и преимущества участия в Таможенном союзе, и о влиянии Соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Многие эксперты тогда говорили, что Украина сама по себе является центром кооперации и локальной интеграции постсоветских стран и стран Восточной Европы. В частности, эксперты отмечали возможность укрепления связей с Польшей, Венгрией, Словакией, Румынией в рамках проекта Восточноевропейского партнерства, создании общих проектов по вопросу добыче и транспортировки энергоносителей в прибалтийские страны, Болгарию, Турцию», – напоминает Виталий Филипповский.

Причиной, по которой эти проекты не удалось реализовать, эксперт называет «отсутствие политической воли у современной украинской политической элиты, собственного видения на геополитические процессы вокруг Украины».

«Проектов было масса! Казалось бы, в каждом из них Украина может занять лидирующие позиции, однако этого не произошло. Сегодня также можно отметить, что украинская власть больше заинтересована в реализации политических аспектов развития страны, чем экономических», – подчеркивает Виталий Филипповский.

Уважаемые посетители форума, пожалуйста, используйте свой аккаунт в Facebook для участия в дискуссии. Комментарии премодерируются, их появление на сайте может занять некоторое время.

XS
SM
MD
LG