Линки доступности

Десять лет назад российский Ту-154 был сбит украинской ракетой


Учебные стрельбы ПВО Украины в Крыму. Старт ракеты C-75. Архивное фото.

Учебные стрельбы ПВО Украины в Крыму. Старт ракеты C-75. Архивное фото.

Обстоятельства гибели авиалайнера, выполнявшего рейс Тель-Авив – Новосибирск, до сих пор до конца не известны

Десять лет назад, 4 октября 2001 года, в Черное море рухнул пассажирский самолет Ту-154, выполнявший рейс Тель-Авив – Новосибирск. На его борту находились 66 пассажиров и 12 членов экипажа. Обстоятельства трагедии до сих пор до конца не выяснены, несмотря на то, что существует несколько официальных экспертиз.

В тот момент, когда борт 85693 пересекал акваторию Черного моря, на полуострове Крым украинские ПВО проводили учебные стрельбы. Именно роковое стечение обстоятельств, пишут спустя десять лет с момента трагедии украинские и российские СМИ, стало, вероятнее всего, причиной гибели самолета.

Если не ракета, то что?

Всего девять дней понадобилось комиссии (в ее составе были и российские, и украинские, и израильские специалисты), чтобы установить причину катастрофы. Первым косвенно признал вину Украины тогдашний президент Леонид Кучма.

«Не мы первые и не мы последние. Не нужно из этого делать трагедию – что произошла какая-то ошибка. Ошибки происходят всюду, и не только такого масштаба – бывают гораздо более масштабные ошибки», – сказал в 2001 году лидер Украины Леонид Кучма, сообщает 4 октября 2011 года сайт Vesti.ru

Интернет-портал Expert.ru вспоминает, что тогда «практически сразу было объявлено, что основной версией катастрофы является теракт». Мир тогда находился в напряжении и переживал недавнюю трагедию и теракт 11 сентября 2001 года в Соединенных Штатах.

«Этому способствовали обстоятельства трагедии (взрыв в воздухе), а также тот факт, что с момента террористической атаки на США прошло чуть более трех недель. Аэропорт в Тель-Авиве был сразу же закрыт, к расследованию происшествия приступили спецслужбы России и Израиля. Первым делом они поименно проверили пассажиров самолета на возможную причастность к террористической деятельности», – пишет в статье «Тайна, что лежит на дне», опубликованной 4 октября 2011 года, журналист Анастасия Александрова.

Она сообщает, что через несколько часов после трагедии мировые СМИ озвучили ту версию случившегося, о которой президент Украины сказал лишь спустя полторы недели.

«В штабе ВМФ России на условиях анонимности журналистам сообщили, что днем 4 октября на полигоне Минобороны Украины на мысе Опук в Крыму проходили учения сил противовоздушной обороны. В распоряжении военных имелись зенитно-ракетные комплексы С-200 и С-300, способные поражать летающие объекты на расстоянии 250 километров. Одна из ракет "земля – воздух" была выпущена за несколько минут до катастрофы, сообщили американские СМИ со ссылкой на источники в Пентагоне», – говорится в статье Анастасии Александровой.

Спустя десять лет

Несмотря на ряд отставок в военном ведомстве Украины, к уголовной ответственности за сбитый российский самолет никто не был привлечен. Более того, тогдашний президент Украины Леонид Кучма отказывался принять отставку министра обороны Александра Кузьмука.

11 октября 2001 года появляется первое упоминание о желании подать в отставку со стороны бывшего главы Минобороны Украины: «Я как президент и главнокомандующий людьми не разбрасываюсь и не собираюсь разбрасываться», – сказал тогда украинский президент и добавил, что Александр Кузьмук является «человеком высоких моральных качеств».

Позже, в 2004 году, Межгосударственный авиационный комитет обнародовал результаты расследования, согласно которым летевший над Черным морем самолет был сбит ракетой С-200 ПВО Украины, выпущенной из района Феодосии. Запуск ракеты был осуществлен в рамках проводившихся учений. Тем не менее, Украина не признала своей вины, хотя и выплатила семьям погибших по 200 тысяч долларов компенсации в качестве жеста доброй воли.

Информационный портал Newsru.co.il сообщает, что несколько израильских семей, родственников погибших над Черным морем от попадания украинской ракеты, не приняли эту компенсацию и подали дополнительный иск.

Преступление без наказания

По мнению президента Фонда помощи семьям погибших пассажиров Ту-154 авиакомпании «Сибирь» (S7) Бориса Калиновского, по прошествии десяти лет, сегодня с новой силой поднимается вопрос о том, кто официально возьмет на себя ответственность за сбитый самолет.

«Украина не отрицает, что самолет был сбит украинской ракетой, – сообщил по телефону из Новосибирска Русской службе «Голоса Америки» Борис Калиновский. – Другое дело, что она пытается доказать, что это была не ее ракета. То есть государство Украина не хочет на себя брать юридическую ответственность, несмотря на то, что украинской стороной была выплачена гуманитарная помощь семьям погибших».

По его словам, авиакомпания «Сибирь» (после ребрендинга в середине 2000-х годов компания стала называться S7) обратилась в Хозяйственный суд Киева с иском к Минобороны Украины о взыскании ущерба за сбитый самолет. Если бы суд признал вину Минобороны, считает Борис Калиновский, это автоматически повлекло бы за собой не только возмещение ущерба, но и юридическое признание преступления. Напомним, что 6 сентября 2011 года Хозяйственный суд Киева отказал S7 («Сибири») во взыскании с украинских властей 15,3 млн долларов.

«Надо прекращать валять дурака и называть вещи своими именами – да, случилась трагедия, сбили самолет. Открыть какие-то закрытые документы, которые сейчас не обнародуются. Всем понятно, ясно, что виновата Украина. Нужно признаться – и все», – подчеркивает Борис Калиновский.

На вопрос о том, кто персонально должен был бы нести ответственность за гибель 78 человек, он говорит: «Виноват тот, кто организовывал те учения, зная, что будут запускаться ракеты такого класса, и не оповестил воздушные и морские суда о закрытой зоне в радиусе 300 километров».

Схожую точку зрения высказывает доцент Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, в прошлом – офицер флотской авиации Аркадий Чикин.

«Ракета сбила украинская, и это доказано международными экспертами. Но пострадавшей стороне нужно было обращаться в международный суд хотя бы потому, что в Украине очень высокий уровень коррумпированности. Я считаю, что Хозяйственный суд Киева принял такое решение только поэтому, а не потому, что была представлена широкая и фактическая база о том, что украинская ракета не сбивала самолет», – сказал Русской службе «Голоса Америки» Аркадий Чикин.

Другие материалы о событиях в Украине читайте в рубрике «Украина»

XS
SM
MD
LG