Линки доступности

Десятая «Трайбека»: много музыки и документалистики


Джейн Розентол и Роберт Де Ниро

Джейн Розентол и Роберт Де Ниро

В Нью-Йорке стартует кинофестиваль «имени Роберта Де Ниро»

В Нью-Йорке в среду 20 апреля открывается десятый ежегодный международный кинофестиваль «Трайбека». Он будет проходить в нескольких залах Трайбеки, Челси, Ист-Виллиджа и ряда других районов «Большого Яблока», и его организаторы надеются, что яблоку негде будет упасть из-за наплыва желающих познакомиться с новинками мировой кинематографии.

Роль личности в организации кинофестивалей чрезвычайно важна, особенно если эта личность – выдающийся актер и мировая знаменитость. Фестиваль «Трайбека», открывающийся в Нью-Йорке, стал возможен благодаря именно Роберту Де Ниро, его отцу-основателю и неизменному энтузиасту. И пусть злые языки судачат, что актером двигала зависть к Роберту Редфорду, уже давно создавшему очень успешный фестиваль независимого кино «Сандэнс». Принципиально то, что «Трайбека-фест» окреп и развился за эти годы и теперь занимает устойчивое место на карте важнейших культурных событий мегаполиса.

Как сообщили в фестивальной дирекции «Голосу Америки», на нескольких экранах Манхэттена будут показаны 93 полнометражных фильма из сорока стран мира. Фестиваль откроет мировая премьера музыкального документального фильма «Союз» (The Union) режиссера Камерона Кроу о творческом содружестве двух прославленных музыкантов – Элтона Джона и Леона Расселла. Показ на открытом воздухе в финансовом районе Манхэттена будет бесплатным, только желающим нужно получить специальный «браслет», дающий право на проход в зону просмотра. Кроме того, после фильма обещают концерт сэра Элтона.

Эта откровенная популистская акция, видимо, является своего рода ответом на многочисленные жалобы в прошлом на некоторую элитарность главных событий фестиваля. Ведь ранее церемонии открытия и премьерные показы могли посетить в основном только приглашенные лица, а платные билеты стоят немалую сумму.

В нескольких параллельных программах фестиваля представлены фильмы самых разных жанров. Критики, анонсирующие его новинки, обратили внимание на заметный акцент, сделанный в этом году на музыкальные и документальные ленты. Вполне вероятно, что это часть усилий фестивального руководства по поиску своего лица, которое бы отличало «Трайбеку» от «Сандэнса», Торонто, Сан-Франциско, Теллурайда, Чикаго, Остина, то есть от ведущих кинофестивалей американского континента. О сравнении с тремя крупнейшими европейскими смотрами (Канн, Берлин, Венеция) речь не идет. «Трайбека» относится к событиям куда более скромной лиги, чем «большая тройка».

Помимо «Союза», обещают показы документальных лент об ансамбле Kings of Leon, о легенде тяжелого рока Оззи Осборне, об ирландском фолк-дуэте, о популярном ночном клубе 90-х Limelight, о южноафриканской певице Мириам Макеба, и, наконец, о 90-летней бывшей бродвейской диве Кэрол Чэннинг. И даже в игровой секции программы можно обнаружить сюжеты на музыкальные темы. Например, картина Roadie рассказывает о поклоннике рок-группы Blue Oyster Cult, который после ее очередного турне решает вернуться домой к матери, и лента «Джени Джонс» о жизни ансамбля, который распадается, когда ведущий певец узнает, что у него есть дочь-подросток.

Впрочем, директор программ фестиваля Дэвид Квок уверяет, что музыкальный акцент этого года – чистая случайность, которая была обнаружена уже после составления расписания показов. Но, конечно же, отнюдь не случайность, что фестиваль проигнорировал на этот раз голливудские блокбастеры. Ведь ранее именно на них делался главный рекламный акцент – вспомним хотя бы шумные премьеры на «Трайбеке» таких кассовых фаворитов, как «Шрек навсегда», «Человек-паук-3» и «Миссия невыполнима-3».

В этом году киносмотр отмечает первый, хотя и скромный, юбилей. «Трайбека-фест» был организован спустя примерно полгода после трагедии 11 сентября 2001 года с главной целью – оживить культурную и экономическую жизнь даунтауна Нью-Йорка, заметно затухшую после терактов. Его основателями вместе с Де Ниро стали кинопродюсер Джейн Розентол и ее супруг, филантроп Крейг Хэткофф.

Из американских лент предпочтение отборщиков отдано лентам, действие которых связано с Нью-Йорком. В зарубежном разделе – ленты со всех континентов. Правда, на этот раз Россия и страны СНГ практически не представлены.

Зрительская аудитория фестиваля составляет в среднем 400 тысяч человек. Из 93 фильмов 41 – документальные. Кроме того, в «боковых программах» – несколько десятков короткометражных и экспериментальных лент. Среди звезд, которые появятся на премьерах, ожидают Джулию Робертс, Уилла Фаррелла, Орландо Блума и Райана Филлипе. Во встречах со зрителями в цикле «Режиссерская серия» примут участие Мартин Скорсезе, Майкл Уинтерботтом и Роберт Де Ниро.

В пестрой и эклектичной игровой программе критики выделяют ленту Jesus Henry Christ с Тони Коллетт и Майклом Шином, комедию «Все должно быть продано» с Уиллом Ферреллом, драмы «Черные бабочки» (Black Butterflies) о южноафриканской поэтессе Ингрид Йонкер и «Выход в Каире» (Cairo Exit) о борьбе молодой египтянки за свои права. А из фильмов на спортивную тему – ленту Алекса Гибни Catching Hell о теннисисте-транссексуале Рене Ричардс и немецкую картину «Кличко» о мировых чемпионах по боксу из Украины братьях Виталии и Владимире Кличко.

Фестиваль закроется 1 мая премьерой новой комедии Эдварда Бернса «Молодожены» (Newlyweds).

Новости искусства и культуры читайте в рубрике «Культура»

XS
SM
MD
LG