Линки доступности

Документальный фильм о жизни членов радикальной арт-группировки «Война» выходит в российский прокат

В российский прокат выходит документальный фильм «Завтра» о жизни членов радикальной арт-группировки «Война», чьи две активистки Надежда Толоконникова и Мария Алехина в настоящее время проходят обвиняемыми по делу Pussy Riot.

Однако лента режиссера Андрея Грязева, мировая премьера которой состоялась на Берлинском кинофестивале в феврале 2012 года, рассказывает об отцах-основателях «Войны» – Олеге «Воре» Воротникове, Наталье «Козе» Сокол, их полуторогодовалом сыне Каспере и Леониде Николаеве, более известном под псевдонимом Леня […].

Премьера фильма в России состоялась 25 июня в рамках Московского международного кинофестиваля (ММКФ). «Завтра» представлен на ММКФ на конкурсе документального кино и, по мнению, кинокритиков может претендовать на главную награду.

Прокатчиком ленты «Завтра» стал проект «КиноКлаб», ранее представлявший в России документальный фильм Веры Кричевской «Гражданин поэт. Прогон года» и картину немецкого режиссера Кирилла Туши «Ходорковский». В российских кинотеатрах фильм можно будет посмотреть с 12 июля. По словам арт-директора «КиноКлаба» Ольги Паперной, ленту Грязева можно будет посмотреть максимум в десяти кинотеатрах – документальное кино у россиян все еще не популярно.

«Страна процветающего воровства»

«Завтра» начинается с предупреждения о том, что фильм не претендует на сто процентную историческую достоверность. «Все или некоторые события, отраженные в картине, могли происходить или не происходить на самом деле», – говорится в нем.

Режиссер ленты Андрей Грязев не пожелал рассказывать журналистам, что в его работе является документалистикой, а что – постановкой, и предлагает зрителям воспринимать картину с точки зрения ее художественного значения, а не следить за хронологией акций арт-группы «Война».

К слову о хронологии. Действие фильма начинается с того, что Грязев наблюдает за участниками «Войны» в Санкт-Петербурге накануне их акции по переворачиванию полицейских машин, получившей название «Дворцовый переворот». Эта акция, вызвавшая резонанс в обществе, состоялась в сентябре 2010 года. После «Дворцового переворота» в отношении активистов «Войны» было возбуждено уголовное дело – Олег Воротников и Леонид Николаев были задержаны и помещены в следственный изолятор, где провели три месяца.

В ленте Грязева активисты «Войны» тренируются переворачивать легковые автомобили, а также обсуждают детали предстоящей акции. На этом фоне режиссер показывает повседневный быт своих героев. Они, в частности, принципиально не покупают еду и одежду за деньги, предпочитая мелкое воровство в магазинах. Даже памперсы для малолетнего сына Воротникова и Сокол Каспера герои выкрали в аптеке в самых первых кадрах картины.

«Страна процветающего воровства», – так характеризует свои действия Воротников, на полном серьезе упрекающий свою супругу Сокол в том, что она «даже еды своровать нормально не может».

Участники «Войны» живут все вместе в захламленной квартире. Несмотря на общий беспорядок, Сокол иногда умудряется ругать своих сожителей за то, что они не застилают кровать после сна.

В ленту также вошла известная акция «Войны», когда активисты группы нарисовали гигантский фаллос на Литейном мосту в Санкт-Петербурге в июне 2010 года. Ночью при разведении моста рисунок поднялся напротив здания управления ФСБ. За это действие «Войне» присудили премию в номинации «Произведение визуального искусства» в конкурсе «Инновация».

Малобюджетность

По словам Андрея Грязева, бюджет ленты зависел только от поездок между Москвой и Санкт-Петербургом и вылился приблизительно в 65 тысяч рублей.

«Чтобы мне посчитать бюджет, сколько денег я за все время потратил, я считал только количество поездок, потому что я не тратил на проживание, еду. Они живут без денег абсолютно. Весь бюджет сложился примерно из 35 поездок», – сказал режиссер.

Активистам «Войны», утверждает режиссер, фактически ничего не нужно. Получаемые ими деньги они тратят на помощь политическим заключенным. Материальные блага в виде недвижимости им тоже не нужны. Лента не дает ответы, почему члены «Войны» живут подобным образом и с какой целью устраивают уличные политические акции, но поднимает множество вопросов. Отчасти поэтому Грязев считает свою картину провокационной.

Показать комментарии

XS
SM
MD
LG