Линки доступности

Запретный лес

  • Василий Львов

Лидер Движения в защиту Химкинского леса Евгения Чирикова

Лидер Движения в защиту Химкинского леса Евгения Чирикова

Защитники Химкинского леса утверждают, что работы по строительству скоростного шоссе Москва-Петербург продолжаются – вопреки распоряжению президента, который 26 августа их приостановил на время общественных слушаний. По-прежнему неясно, законно ли строительство, и насколько приемлемы альтернативные маршруты автотрассы.

Строительство шоссе возобновилось?

«Работы продолжают вестись на протяжении полутора месяцев, совершенно вероломно и цинично», – заявила сегодня на пресс-конференции в «Интерфаксе» Евгения Чирикова, лидер Движения в защиту Химкинского леса.

Русская служба «Голоса Америки» связалась с Наталией Быстровой, пресс-секретарем компании «Теплотехник», ответственной за строительство. Вот что ответила Наталия Быстрова на эти обвинения: «С 26.08.2010 г. по настоящее время какие-либо работы на территории Химкинского лесопарка не ведутся». К этому Быстрова добавила: «Вне территории Химкинского леса с пикета 124-125 проводятся работы по установке строительных баз и устройству временных дорог, необходимых при прокладке трассы по любому из вариантов прохождения головного участка новой скоростной автомобильной дороги Москва-Санкт-Петербург и предназначенных для временного складирования строительных материалов».

Однако Евгения Чирикова и ее соратники утверждают, что строительство складов и все остальное – это прикрытие, что работы возобновились по старому сценарию.

В качестве доказательства экологи раздали журналистам на пресс-конференции фотоснимок этого участка леса, сделанный из космоса. «Надо с этим снимком еще раз подойти к “Теплотехнику”, с ордером, и поговорить с ним еще раз на эту тему», – сказала Чирикова.

По ее словам, в минувшее воскресенье группа защитников Химкинского леса с членами Общественной палаты остановила работы «Теплотехника», но строительство может вестись и в настоящий момент. Иван Блоков, директор по программам Гринписа России, отметил, в свою очередь, что Общественная палата бессильна повлиять на ситуацию.

Экологическая безопасность или безопасность экологов?

Когда в связи со строительством дороги Москва-Петербург говорят об экобезопасности, речь идет не только о том, что Химкинский лес – легкие Москвы: слова, которые не устают повторять его защитники. Проблема в безопасности экологов и простых жителей Химок, препятствующих прокладке шоссе посреди леса.

Летом, в разгар конфликта между строителями дороги и их противниками, СМИ пестрели сообщениями о грубых и незаконных задержаниях защитников леса сотрудниками химкинской милиции, о нападках на химчан со стороны ОМОНа и неизвестных людей на месте стройки – то ли охранников, то ли «уголовников». Так, корреспондент «Голоса Америки» был свидетелем неоправданно жесткого задержания Чириковой в центре Москвы сотрудниками химкинской милиции без всяких объяснений.

Отвечая на вопрос «Голоса Америки» в ходе пресс-конференции о том, изменилась ли эта ситуация после решения президента, Евгения Чирикова сказала: «Поведение (сотрудников милиции – В.Л.) не изменилось, даже ухудшилось, потому что вдобавок к милиционерам, которые вели себя совершенно незаконно и жестко по отношению к экологическим активистам, практика последних выходных показала, что к ним присоединяются еще и сотрудники ДПС, сотрудники уголовного розыска, и действуют теперь они все слаженно».

Чирикова рассказала о том, как ее машину остановили, и незнакомый мужчина велел ей выйти из машины, представившись сотрудником уголовного розыска. Чирикова так и не поддалась на требования. Этот человек, по ее словам, пытался побить водителя, с которым она ехала. Все это время сотрудники ДПС стояли поблизости и бездействовали.

Рассказала Евгения Чирикова и о ситуации с редактором газеты «Химкинская правда» Михаилом Бекетовым, которого, как известно, избили настолько жестоко, что он лишился речи и оказался прикован к инвалидному креслу. До этого Бекетов резко критиковал в газете, строительство шоссе через лес, писал о конфликте интересов среди чиновников, которые поддерживают строительство.

Перед тем как Бекетова избили, его машину взорвали. Бекетов считал, что за взрывом стоял глава администрации Химок Владимир Стрельченко. Стрельченко подал на Бекетова в суд за клевету. Недавно Бекетова вызывали на слушания, куда Стрельченко не явился.

Говоря о возможном конфликте интересов, необходимо назвать главу Минтранспорта и кандидата в мэры Москвы Игоря Левитина. Его имя уже неоднократно звучало в связи со строительством скоростной автомагистрали. Такое заключение сделала ранее организация Transparency International, которая измеряет уровень коррупции по всему миру. Причиной для таких утверждений служит то, что Левитин не только возглавляет Министерство транспорта, но входит также в совет директоров «Шереметьева», а нынешний маршрут трассы пролегает вблизи от аэропорта.

Что касается судеб Алексея Гаскарова и Максима Солопова, которые, по утверждениям следствия, участвовали вместе с антифашистами в стихийной акции против здания Химкинской администрации 28 июля, то Гаскаров по-прежнему находится в СИЗО. Евгения Чирикова рассказала, что Солопова должны были отпустить, но произошло ли это, пока не известно. Чирикова повторила, что она и ее соратники не одобряют той акции «Антифа», но считают, что «мудрая власть и сильная власть всегда снисходительна».

Встречи на высоком уровне

Защитники Химкинского леса привлекли к себе внимание и в России, и за рубежом и теперь постоянно встречаются с высокопоставленными чиновниками.

Вчера их принимал президент Дмитрий Медведев. «Президент лично заинтересовался этим вопросом, – сообщила Чирикова. – Он внимательно расспрашивал, какие последствия для Химкинского лесопарка понесет прокладка трассы по третьему варианту, то есть посередине Химкинского леса». Дмитрия Медведева известили обо всех событиях вокруг прокладки трассы.

Днем раньше, 11 октября, в Директорате по окружающей среде Еврокомиссии прошло заседание по проблеме Химкинского леса. Вкратце результаты встречи таковы.

Еврокомиссия не советует инвестировать в строительство трассы Москва-Петербург в нынешнем ее виде, пока не будут добросовестно проанализированы все альтернативные маршруты. Напомним, что этот проект – не только российский: инвестиции для него привлекала французская группа Vinci.

Еврокомиссия предостерегла Европейский инвестиционный банк и Европейский банк реконструкции и развития от инвестиций в проект. Если эти весьма осторожные финансовые учреждения сделают это, Еврокомиссия не поможет им получить свои деньги обратно.

В настоящий момент экологами создана независимая экологическая экспертиза. Ее возглавляет доктор юридических наук, бывший председатель Комитета Госдумы по экологии Тамара Злотникова. 22 октября экологи проведут митинг на Болотной площади.

Но сколько бы ни заявляли они своих требований, сколько бы ни создавалось комиссий, независимо от того, кто прав, Евгения Чирикова констатирует следующее: «Мне в этом процессе не хватает открытости. Хотелось, чтобы этот процесс шел более понятно».

Новости России читайте здесь

XS
SM
MD
LG