Линки доступности

Бюджетный кризис в Техасе

  • Даниил Левин

Архив: конгресс Республиканской партии Техаса (июль 2010 года)

Архив: конгресс Республиканской партии Техаса (июль 2010 года)

На последних выборах, кандидаты Республиканской партии получили большинство во всех органах государственной власти Техаса – от Конгресса штата, до муниципальных и местных законодательных органов. Техас сталкивается с серьезными финансовыми проблемами, которые теперь предстоит решать республиканцам.

«Наш штат переживает бюджетный кризис – рассказывает Ричард Мюррей (Richard Murray) профессор политологии Хьюстонского университета (Center for Public Policy's Survey Research Institute at University of Houston) – Конституция Техаса требует от Конгресса штата достижения нулевого дефицита каждые два года. В настоящее время дефицит бюджета по самым скромным подсчетам составляет от 20 до 26 миллиардов долларов, а это значит, что Конгресс нового созыва, который начнет работать 5 января 2011 года, будет вынужден эти лишние миллиарды каким-то образом сэкономить. Эта задача не из легких, учитывая и без того скромный бюджет Техаса».

Профессор экономики в Хьюстонском университете Стивен Крэйг (Steven Craig) исследует вопросы бюджетной политики штата и считает, что бюджет можно сбалансировать двумя способами. «Можно увеличить прибыль, поступающую в госбюджет. А можно сократить расходы, оплачиваемые из бюджетных средств. Прибыль увеличивается только за счет повышения налоговых ставок на собственность и на продажи. Других вариантов не существует, потому что никому из техасских конгрессменов не придет в голову обложить население штата подоходным налогом и налогом на корпоративную прибыль. Но недвижимость за последние годы сильно упала в цене, а объемы продаж сократились по всей стране. Увеличение же налоговых ставок республиканцы даже не рассматривают как вариант, потому что, во-первых, губернатор Пэрри обещал не повышать налоги, а во-вторых, любое увеличение налоговых ставок в Техасе означает прекращение карьеры любого политика. Ни республиканцы, ни демократы в Техасе на это никогда не пойдут».

Хэрольд Кларк (Harold Clarke) профессор Университета Техаса в Далласе (School of Economic, Political and Policy Sciences, University of Texas at Dallas) тоже считает сокращение дефицита за счет увеличения доходов маловероятным. «Цены на нефть продолжают оставаться низкими, а, значит, средства в Техасский стабилизационный фонд практически не поступают. Была надежда обложить налогом зарождающиеся в Техасе казино и игорный бизнес, но с приходом в Конгресс консервативных республиканцев эта надежда завяла на корню. Республиканцы, принадлежащие к церквям баптистов и методистов, категорически против игорного бизнеса из морально-нравственных соображений».

«Дело осложняется тем, что техасский Конгресс нового созыва будет еще консервативнее предыдущего, – рассказывает профессор Кларк – Консерваторы всегда стремятся уменьшить налоги, сократить бюджетные статьи, а значит и вопрос сокращения дефицита они тоже будут решать за счет сокращения общественных програм. В первую очередь это коснется образования, как среднего так и высшего, потому что половина бюджетных средств штата расходуются именно на эти цели».

Налог на образование

По словам Мануэля Родригеса (Manuel Rodríguez), члена попечительского совета Хьюстонского управления образования (HISD Board of Education), в будущем отчетном году его организации предстоит сократить свои расходы на 12-25 миллионов долларов.

«Годовой бюджет Хьюстонского управления образования – по размерам – седьмого в стране и первого в Техасе по числу учащихся – составляет 1,6 миллиарда долларов. Недостающие миллионы видимо придется экономить за счет сокращения зарплаты учителям, а так же за счет сокращения числа преподавателей. Отношение числа школьников к числу учителей таким образом вырастет еще больше, а оно и без того уже почти на неприемлемом уровне. Некоторые предметы, такие как иностранные языки, придется преподавать через Интернет. Сократятся расходы на транспорт и на приобретение новых компьютерных программ. В худшем случае придется поднять налог на недвижимость, что является прерогативой нашего Управления, но это будет крайняя мера», - говорит Родригес.

«Управление образования обязательно поднимет налог на недвижимость, - считает профессор Мюррей. – У попечительского совета просто не будет другого выхода. А значит, на следующих выборах пострадают именно члены этого совета, а не депутаты в Конгрессе штата».

«При сокращении бюджетных расходов обязательно пострадают высшие учебные заведения, - уверен профессор Мюррей. - К прошлогоднему пятипроцентному сокращению дотаций в следующем году добавятся очередные 9 процентов. Это естественно вызовет скачок в цене за обучение, что станет еще одним примером косвенного налогообложения. Дополнительных доходов в бюджет университетов это скорее всего не принесет, зато за увеличением цен на образование последует уменьшение числа абитуриентов».

«Иными словами, ничего хорошего победа республиканцев на местных выборах техасцам не сулит, особенно в области народного образования и других социальных программ, - размышляет экономист Крэг. – Дефицит в бюджете штата демократам пришлось бы закрывать, так же как и республиканцам, и в этом смысле все равно кто сидит в Конгрессе. Единственное, что может вывести Техас из бюджетного кризиса это экономический подъем по всей стране, но это уже от республиканцев не зависит».

XS
SM
MD
LG