Линки доступности

Бомба- имплантат: «хай-тек» «Аль-Каиды»


Бомба- имплантат: «хай-тек» «Аль-Каиды»

Бомба- имплантат: «хай-тек» «Аль-Каиды»

Как не допустить в пассажирский авиалайнер террориста, в тело которого имплантирована взрывчатка?

За последнее десятилетие террористы как минимум дважды пытались пронести в самолеты взрывные устройства, используя нетрадиционные методы маскировки. В декабре 2001 года британец Ричард Рейд (он принял ислам и предпочитал использовать имя Абдел Рахим) попытался взорвать бомбу, спрятанную в подошве ботинка. В декабре 2009 года нигериец Абдул Мудаллад также неудачно попытался взорвать бомбу, зашитую в нижнем белье. В обоих случаях, ошибку допустили службы безопасности аэропортов.

О том, что «Аль-Кайда» намеревается имплантировать бомбы в тела боевиков и использовать их для терактов в аэропортах, первой сообщила газета The Wall Street Journal со ссылкой на высокопоставленный источник в администрации США. Чуть позднее эта информация получила официальное подтверждение. В частности, Администрация транспортной безопасности США (TSA) опубликовала заявление, в котором об этой угрозе не говорится напрямую, однако отмечается, что террористы продолжают готовить теракты на транспорте, и что в связи с этим возможно использование «дополнительных мер безопасности».

Майкл Кофман (Michael Kaufman), исследователь Национального университета обороны США (National Defense University) напоминает: «Террористические организации – особенно «Аль-Кайда» – очень опасны. Они меняются, они используют новые методы, они постоянно изучают наши методы работы и пытаются придумать способы обойти защитные барьеры».

Медицина

Сейчас речь идет о намного более сложной технологии, предусматривающей использование достижений медицины.

Доктор Фоад Нахай (Foad Nahai), в недавнем прошлом президент Международного общества эстетической пластической хирургии (the International Society of Aesthetic Plastic Surgery), главный редактор «Журнала эстетической хирургии» (Aesthetic Surgery Journal), автор семи книг и десятков научных статей на эту тему, говорит: «Я могу со всей ответственностью заявить, что существует возможность имплантации предметов внутрь человеческого тела».

Фоад Нахай отметил, что «в государствах Ближнего Востока и Пакистане, где активна «Аль-Кайда», много специалистов, способных проделать такую операцию. Возникает другой вопрос: существуют ли врачи, которые имеют столь низкие этические стандарты, чтобы согласиться участвовать в подобного рода делах?»

Стоит добавить, что нынешний лидер «Аль-Кайды» – Айман аль-Завахири – в молодости успешно работал хирургом.

Теория вероятности

Специалисты в сфере безопасности расходятся во мнениях о том, насколько высока вероятность того, что террористы попытаются направить на борт самолета боевика со вшитой в тело бомбой.

Богдан Дзакович (Bogdan Dzakovic) в недавнем прошлом возглавлял подразделение TSA, ответственое за качество систем безопасности аэропортов США – так называемое Federal Aviation Administration's Red Team.

По его мнению, опасность применения подобного метода организации теракта не стоит переоценивать. Он напоминает: «Преступники постоянно пытаются пронести всякие незаконные предметы в тюрьму. Для этого они используют естественные полости своего тела, им не требуется хирургическая операция. Скорее всего, и террористы предпочтут использовать подобный способ. Кроме того, не забывайте, что в теле невозможно спрятать большое количество взрывчатки».

Схожую позицию занимает Майкл Кофман. Он исходит из того, что «террористы всегда планировали атаки, используя два постулата: средство атаки должно быть: во-первых, достаточно дешевым, во-вторых – практичным».

«Террористы часто генерируют подобного рода идеи, – продолжает Кофман. – Любой пассажир сейчас должен пройти через сканнер, и скорее всего, служба безопасности сумеет выделить человека, который спрятал бомбу внутри своего тела: либо его засечет техника, либо его поведение будет отличаться от поведения обычных пассажиров. И зачем им использовать такой дорогой способ, когда у них есть другие более дешевые и надежные методы?»

Однако другие эксперты уверены, что не воспринимать подобные угрозы всерьез может быть опасным.

«Я думаю, что это очень серьезная угроза и было бы глупо не воспринимать ее таковой», – говорит Клэр Лопез (Clair Lopez), старший научный сотрудник исследовательского Центра политики в области безопасности (Center for Security Policy) и вице-президент международной программы «Разведывательный саммит» (Intelligence Summit).

С ней согласна Ширли Ибарра (Shirley Ybarra), старший аналитик в сфере транспортной безопасности исследовательского центра Reason Foundation: «Это действительно опасно!»

Шанс на ошибку

Раньше службы безопасности аэропортов не сталкивались с взрывающимися имплантатами. Однако террористы уже успешно взрывали бомбы, спрятанные в естественных полостях своих тел. Это произошло, например, в августе 2009 года, когда террорист попытался убить саудовского принца: взрыв произошел, хотя принцу повезло – он отделался легкими ранениями.

Соломон Брэдман (Solomon Bradman) возглавляет компанию Security Solutions International, оказывающую консультационные услуги в сфере безопасности. Он рассказывает, что после случая с саудовским принцем, его компания провела специальное исследование: «Мы искали, например, ответ на вопрос: сколько взрывчатки можно скрыть таким образом? Если же говорить о взрывчатке, имплантированной в тело, то речь идет, по большому счету, о вариации того же самого способа. Я могу сказать, что здесь возможно абсолютно все. Подобные бомбы очень сложно обнаружить».

Насколько велика вероятность того, что техника, установленная в аэропортах, сможет обнаружить взрывчатку, имплантированную в тело человека?

Ричард Блум (Richard Bloom), вице-президент Университета аэронавтики Эмбри-Риддл (Embry-Riddle Aeronautical University), отвечает на этот вопрос так: «На мой взгляд, в типичном аэропорту высока вероятность того, что подобная бомба не будет выявлена».

Что делать?

Безопасность любого аэропорта обеспечивается с помощью большого количества специальной техники и большого количества сотрудников служб безопасности.

«Внутри аэропорта существует несколько барьеров безопасности. Способы действия этих барьеров непредсказуемы для посторонних. Поэтому для террористов должно быть сложно предусмотреть, какого рода технологии безопасности будут задействованы», – говорит Ричард Блум.

Эксперты сходятся во мнении, что хорошая работа разведки – лучшая гарантия того, что «живая бомба» не будет допущена на пассажирский авиарейс.

Клэр Лопез предлагает делать ставку не на технику, а на людей. «Можно с высокой степенью вероятности предположить, что фермер из американской глубинки и трехлетний ребенок не попытаются спрятать бомбу у себя в животе, – говорит она. – Поэтому мы должны делать ставку не на технологии, а на изучение людей, которые могут пытаться нас убить. И мы знаем кто эти люди – боевики “Аль-Кайды” и джихадисты».

Соломон Брэдман (Solomon Bradman) считает, что теоретически подобных террористов-самоубийц легче обнаружить, чем обычных: «Никто не в состоянии провести подобную хирургическую операцию самостоятельно: следовательно, у террориста всегда будет, как минимум, один сообщник. А чем больше сообщников, тем сложнее план, и тем выше вероятность совершения террористами ошибок».

Новости науки и техники читайте в рубрике «Наука и техника»

XS
SM
MD
LG