Линки доступности

Правительство Украины презентовало Программу деятельности

Программа деятельности правительства Украины предусматривает реализацию антикоррупционного законодательства, создание Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции и Национального антикоррупционного бюро, мониторинг образа жизни госслужащих, реформирования судебной системы и МВД. Об этом 9 декабря, представляя Программу, сообщил премьер-министр Украины Арсений Яценюк.

По сообщению пресс-служба правительства, бюрократию, безответственность и централизацию власти, Арсений Яценюк причислил к главным проблемам системы государственного управления.

«Наш ответ – это децентрализация, дерегулирование, дебюрократизация и ответственность каждого государственного чиновника», – подчеркнул Яценюк.

В основе Программы деятельности правительства – Коалиционное соглашение парламентских партий, победивших на досрочных выборах в Верховную Раду 26 октября.

«Это то, что необходимо сделать в стране. Простых решений не бывает, а быстрые и простые решения не всегда эффективны. Именно поэтому новое правительство вместе с новым парламентом и президентом, и в первую очередь вместе с украинским народом должны выполнять общую нашу европейскую программу», – отметил Арсений Яценюк.

Премьер-министр сказал, что страна должна пройти «серьезные испытания, провести радикальные изменения и фактически изменить» себя для того, чтобы добиться «конечной цели» – членства в Европейском Союзе.

«Для получения этой цели необходимо <…> сделать Украину европейской. Тогда мы получим приглашение от наших европейских партнеров. На это наша Программа и направлена», – подчеркнул Арсений Яценюк.

По его словам, Программа деятельности правительства предусматривает четкие краткосрочные действия на несколько лет, направленные на преодоление основных вызовов, стоящих перед Украиной.

Основным вызовом глава правительства Арсений Яценюк назвал «угрозу украинской независимости, которая связана с российской военной агрессией против Украины»:

«Аннексия Крыма, российские террористы на Донбассе – это то, что поставило под угрозу территориальную целостность и суверенитет украинского государства. Мы теряем самое дорогое, что есть у нашей страны, – наших людей. Потери среди мирных жителей и украинских воинов, которые защищают государство, – это невозможно вернуть, но мы должны помочь людям и помочь Украине прожить этот сложный период и остановить российскую военную агрессию», – сказал Яценюк.

О Программе деятельности

В Программе деятельности правительство предусмотрело завершение процесса сокращения количества контролирующих органов в два раза – с 56-ти до 28-ми контролирующих органов на первом этапе.

Контролирующие, как говорится в сообщении пресс-службы, «надуманные функции украинских чиновников» также сокращаются с 1032 до 680.

В Программе деятельности указаны конкретные даты, когда новые законодательные акты и изменения к ним должны быть приняты – первая половина 2015 года.

В рамках бюджетной децентрализации правительство передает ряд фискальных и налоговых полномочий органам местного самоуправления.

Программа деятельности предусматривает расходы в размере 5% ВВП на национальную безопасность, оборону и правоохранительную деятельность, возможность достижения украинскими Вооруженными силами стандартов НАТО.

«Шоковая терапия» по-украински

По мнению директора Центра общественных исследований «Украинский меридиан» Дмитрия Левуся, Программу действий нового украинского правительства, вероятно, следует понимать, как начало системных реформ и проведения «шоковой терапии».

«Отсутствие слов, что это “шоковая терапия” – в некотором роде маскировка. Возможно, чуть позже мы услышим эти слова. Предполагаю, что их следовало бы говорить изначально – называть вещи своими именами, поскольку, таким образом, правительство открывает поле для манипуляций со стороны недругов»,– сказал Дмитрий Левусь Русской службе «Голоса Америки».

Он считает, что анонсированная Программа реформ и ее позиции по преобразованию в Украине – это единственно возможный путь и другого сценария для национальной экономики в нынешней ситуации нет.

«Все будет зависеть от того, как скоро шоковая терапия приведет к оздоровлению экономики, насколько показательными и действенными будут реформы. Если параллельно с шоковой терапией будут проводиться изменения в экономике и государственном управлении, я думаю, что будущее Украины можно оценивать с оптимизмом», – подчеркивает Дмитрий Левусь.

Левусь считает, что украинское общество на данном историческом этапе развития «во многом готово к непростым решениям»: «Особенно, если преобразования будут приняты средним классом, который сформировался и провел Евромайдан, который сейчас вытягивает на себе войну, и если средний класс увидит ход реформ, то у правительства появится шанс получить надежную опору в обществе».

В тоже время, он считает, что «окно возможностей» для реформ в национальной экономике открыто не больше, чем на ближайшие полгода.

Незаметные методы борьбы с коррупцией

Управляющий партнер Национальной антикризисной группы Тарас Загородний считает, что правительство в Программе деятельности недостаточно четко отобразило методы и намерения борьбы с коррупцией.

«Как мы будем бороться с коррупцией? Будут ли чиновники воровать в прежних размерах? – Мы ничего такого не увидели в Программе. Украинцы готовы к реформам, но если они увидят, что ничего не изменилось, а суды, власть коррумпированы, при этом власть сбрасывает с себя социальные обязательства, конечно, это может вызвать волну возмущения в обществе», – заявил Тарас Загородний Русской службе «Голоса Америки».

Второй важной составляющей украинских реформ, по мнению Загороднего, должны стать преобразования судебной и государственной власти: «Сейчас проводится люстрация судей, прокуроров, государственного аппарата. Но насущным остается вопрос, кто придет вместо ушедших на жалкую зарплату в тысячу-две гривен? (от 63 до 126 долларов США – ТБ) Удастся ли за такие деньги взять на работу в суды, прокуратуру честных людей, избежать коррупционной составляющей?».

Он считает, что экономия социальных бюджетных средств должна проводиться параллельно с системным и глубоким реформированием экономики. «Отказаться от многих социальных обязательств, что сейчас происходит в Украине, – это не является сутью шоковых реформ. Реформы в конце 1980-х в Польше и Чехии – пример того, как защищались права собственников, как привлекались инвестиции. Реформы польского премьер-министра Лешека Бальцеровича преследовали глубокий смысл – они опустили цены, при этом очень жестко защищали права инвесторов, чтобы им было выгодно вкладывать в страну», – сказал Тарас Загородний.

Различия между реформами и кризисом

Председатель Всеукраинского независимого профсоюза «Захист праці» (Защита труда) Олег Верник рассказывает о том, что в практической плоскости Программа деятельности украинского правительства и попытки провести реформы в стране не отображают самого главного – как защитить малообеспеченные слои населения?

«Например, учителя в городе Киеве в среднем получали зарплату 3500 гривен (при курсе обмена в 2013 году – восемь гривен/доллар США; в 2014 году – пятнадцать гривен/доллар США – Т.Б.). Эта сумма состояла из двух частей – тарифа и надбавок за классное руководство, стаж работы, научные достижения. Последние четыре месяца зарплата всех учителей в Киеве до двух тысяч гривен, все надбавки отменены», – рассказал Верник Русской службе «Голоса Америки».

Олег Верник считает, что для того, чтобы отменить или существенно сократить социальные выплаты в стране, необходимо создать альтернативную систему помощи малообеспеченным и тем, кто работает по найму.

«Если мы говорим, что сокращаем социальные программы, то мы должны признать, что оставляем без защиты 85 процентов трудоспособного населения – людей наемного труда. Я не думаю, что такой подход – банальное сокращение расходов – отображение сути реформ и преобразований. Мне это больше напоминает попытки решить экономические проблемы государства за счет среднего класса, а не за счет олигархов», – говорит Олег Верник.

Он рассказывает о телефонных звонках из регионов от представителей различных профсоюзных движений, сообщающих, что в ряде украинских городов и сел из-за отсутствия финансирования полностью перестали работать социальные и патронажные службы по уходу за пенсионерами и тяжелобольными.

Показать комментарии

XS
SM
MD
LG