Линки доступности

Джей Джей Абрамс: «Этот фильм о группе ребят, которые снимают страшный фильм, но потом их жизнь становится гораздо страшнее»


Джей Джей Абрамс

Джей Джей Абрамс

Сценарист и режиссер об «ужастиках» на восьмимиллиметровке

В российском прокате – триллер Джей Джей Абрамса «Супер 8», сопродюссером которого является Стивен Спилберг. Действие фильма происходит в штате Огайо в конце 70-ых. Друзья-подростки из маленького городка снимали фильм про зомби на камеру «Супер 8» – восьмимиллиметровку. Одна из сцен фильма происходила на заброшенном участке железной дороги. Там они стали свидетелями столкновения грузовика и состава, из которого после катастрофы вырывалось «нечто». После этого в городке стали происходить необъяснимые события. Этот фильм снят по оригинальному сценарию Джея Джея Абрамса, который также является режиссером и сопродюсером этой картины. Корреспондент «Голоса Америки» Галина Галкина встретилась с Джей Джей Абрамсом в Лондоне.

Галина Галкина: Мне очень понравился фильм, я не только не уснула, но даже ни на секунду не смогла выйти из зала, боясь пропустить что-то важное. Как у вас получается интриговать зрителей?

Джей Джей Абрамс: Большое спасибо, но я не думаю, что использую какие-то специальные методы – я снимаю фильм так, чтобы мне самому было это интересно.

Г.Г.: Вы как-то оговорились, что когда вам было восемь лет, то ваш дедушка привел вас на студию Universal. Не секрет, что в 70-ых отцы не принимали такого активного участия в воспитании детей, как сейчас. Значит, ваш отец был таким же занятым, как и отец персонажа Джо Ламба, роль которого сыграл Джоэл Кортни?

Дж.Дж. А.: Я думаю, что мой отец был типичным представителем того времени в смысле того, что большую часть времени он находился на работе, и его участие в моей жизни было гораздо меньшим, чем у моей мамы, которую можно назвать главным воспитателем. Тем не менее, у меня сохранилось несколько воспоминаний об отце, при этом непосредственно связанных с кино, в которое я был влюблен. Это удивительные и очень важные воспоминания, за которые я очень ему благодарен. Так что не то чтобы его никогда не было рядом, но я всегда чувствовал себя ближе к маме просто потому, что мой папа, как и папы многих моих друзей, был занят своими делами. Идея картины состоит в том, что бы могло произойти, если бы один из твоих родителей, с которым ты наиболее близок, куда-то уехал, и ты бы остался с тем, кто больше занят своими делами? Этот вопрос показался мне очень интересным.

Г.Г.: Ваши родители живы?

Дж.Дж.А.: Да, живы, и все еще женаты, и до сих пор живут вместе.

Г.Г.: Я слышала, что ваша мама тоже работала в кино и была занята?

Дж.Дж. А.:
Она была очень занята, когда я учился в начальных классах старшей школы. Она в это время училась на юридическом факультете университета и, в результате, стала профессором права. До этого она была агентом по продаже недвижимости, а затем продюсером на двух фильмах. Она также является автором нескольких книг, одна из которых посвященак взаимоотношениям бабушек и дедушек с их внуками. А другая книга о вязании. Моя мама еще и художник. Как видите, моя мама очень многогранна.

Г.Г.: Получается, что вы пошли в нее. А у вас есть братья или сестры?

Дж.Дж.А.: Младшая сестра на четыре года моложе меня.

Г.Г.: Она тоже в киноиндустрии?

Дж.Дж.А.: Она написала пару сценариев для телевидеения, и работала на «Фелисити», том же телесериале, на котором работал и я. Мой отец продюсер телевизионных фильмов, и мы с ней принимали участие в кино в том или ином качестве.

Г. Г.: Нужно ли вам было думать о том, как спецэффекты использовались в 70-х, или вы хотели проложить мост между двумя эрами?

Дж.Дж. А.: Да, я хотел проложить мост. Я сказал кинооператору Ларри Фонгу, с которым я познакомился еще в детстве, когда снимал фильмы на «Супер 8», что я не хочу, чтобы этот фильм выглядел так, как если бы я снимал его в 1979 году на пленку.

Когда работаешь с цифровыми камерами, то световая чувствительность настолько велика, что видно намного больше, чем когда снимаешь на пленку, поэтому я хотел снимать на пленку. Но также было важно не лимитировать себя апаратурой и спецэффектами, которые были доступны в то время, потому что меня не интересовал эксперимент создания «найденного» фильма того времени. Мне хотелось сделать фильм, который бы создавал такое ощущение, что вы находитесь в той эпохе, но чтобы современным зрителям он не показался слишком приглушенным, или слишком скованным. Но я несколько раз обращал внимание на то, что разрешаю камере быть более спокойной (неподвижной), чем обычно, несмотря на то, что там есть несколько кадров, снятых в движении. Например, я хотел показать крушение поезда глазами детей, поэтому оно происходило несколько дольше, чем в действительности: если бы вы были ребенком, то вам бы казалось, что крушение длилось минут десять.

Г.Г.: Вы познакомились со Стивеном Спилбергом в очень юном возрасте, когда вы восстанавливали некоторые из его снятых на восьмимиллиметровую пленку фильмов – какие это были фильмы?

Дж. Дж. А.: Один назывался «Пламя страсти», а другой «Побег в никуда». И для него это было началом того, что позденее стало короткометражкой «Эмблин». Классным было то, что до DVD, на котором часто можно увидеть дополнительный материал о фильме, у нас была возможность увидеть студенческие фильмы Спилберга. Когда еще такое бывало?! А самым ценным оказалось то, что нам довелось посмотреть фильмы, сделанные нашим кумиром, и они, безусловно, были лучше наших. О, Боже! Он тоже снимал студенческие фильмы! Так что, это было, безусловно, огромным вдохновением, и очень полезным с общеобразовательной точки зрения.

Г.Г.: Как вам удается соединить коммерческий элемент с искусством в ваших картинах, особенно в этой?

Дж.Дж. А.: Что вы имеете в виду под искусством? Персонаж и эмоцию? В каждой истории, над которой я работаю, я стараюсь находить то, что мне интересно. Я обращаю внимание на то, какая это история любви, где у нее самая сердцевина, и какие волнующие персонажи в ней действуют. Любовная история в фильме «Mиссия невыполнима» о том, как человеку, который является мужем и одновременно с этим, шпионом, согласовать ордно с другим. В «Звездном пути» история любви целой семьи. В «Супер 8» это истории любви между девочкой и мальчиком, но также и между мальчиком и его отцом. Захватывающей для меня в этой картине была ее оригинальная идея, очень задушевная история об одной ребячьей компании, которая напомнила мне мое детство. Введение в эту историю инопланетного существа сделало ее более коммерческой, так как появилось зрелище – крушение поезда, связанное с инопланетянами.

Г.Г.: Расскажите о своих родителях…Как они реагировали на ваши первые фильмы?

Дж.Дж. А: Мой отец продюсировал телефильмы, у мамы тоже есть опыт в этом, но она очень многосторонний человек. Я вырос в Лос-Анджелесе, но мой отец родом из Харрисвилл, штат Пенвильвания. Это неподалеку от многих сталеварных городов, и я помню, как в детстве бывал в этих городах. Но я также помню, что думал, что эти фабрики, как и многие фабрики, выглядят очень угнетающе – массивные сооружения, часто изрыгающие дым, а напротив фабрики обычно расположена главная улица. Для меня сама идея о ребенке, который растет в фабричном городе, показалось очень притягательной, потому что, с одной стороны, очевидна невинность этого маличика и его друзей, а с другой – громоздкая, внушительная уродливость индустрии. Мне это казалось интересным, а также и то, что мать главного героя погибла в аварии на фабрике. В жизни сталеварного города фабрика это все, это сердце города, и жизнь там, где все постоянно напоминает тебе о том, что это ужасное место убило твою маму, должна быть, как мне казалось, ужасной. Я подумал, что это окажется той эмоциональной правдой, которая может заземлить фильм. Мой отец очень сопротивлялся тому, чтобы я занимался кинобизнесом, потому что он знал, как трудно преуспеть в нем, и он всегда старался отговорить меня. Мне очень повезло, что, будучи на последнем курсе колледжа, я продал синопсис фильма, так что, к моменту окончания учебы я уже начал работать.

Г.Г.: В вашей картине много шуток о киноиндустрии, понятных лишь посвященным, как например, когда Джоэл говорит Райли: «Это твоя камера, но это мой фильм!» Создается впечатление, что кино само по себе играет важную роль в вашей картине?

Дж.Дж. А.: Да, это получилось забавно. Это фильм о группе ребят, которые делают страшный фильм, но потом их жизнь становится гораздо страшнее того фильма, который они снимали. Так что, это немного похоже на то, когда сам смотришь в зеркало. Для меня кино всегда было очень важным. Мне очень понравилась возможность воплотить идею того, что фильм – это огромная и эмоциональная информация, причем очень действенная. Так картина, которую ребята снимают, их объединяет, а фильмы профессора, которые они увидят позднее, предоставят им нужную информацию, ну а домашнее видео о маме позволит Джоэлу еще раз прожить прекрасные моменты его жизни с мамой, которую он так любил. Наш фильм о кино как решающем катализаторе, о кино как чем то таком, что не просто передает информацию, но и дает возможность прожить или пережить заново какие-то моменты своей жизни.

Г.Г.: Сколько ссылок на фильмы Спилберга в вашей картине?

Дж.Дж. А.: Восемнадцать. (Смеется). Я не имею понятия!

Г. Г.: Назовите хотя бы одну
Дж.Дж. А.: В картине нет никаких предумышленных ссылок, речь шла об определенном периоде времени, который был так тесно связан с кино. Но есть одна специфическая, когда отключается электричество и электрик со станции звонит и сообщает, что восстановили подачу электричества на N38. Это настоящее название телеграфного столба в «Близких контактах третьей степени». Это было в сценарии , но не в самом фильме. Я сделал это, чтобы посмотреть, поймет ли Стивен, и буквально в тот момент, когда он прочитал эти страницы, он сразу же догадался – буквально в ту же секунду.

Другие интервью со звездами Голливуда читайте в рубрике «Звезды Голливуда»

XS
SM
MD
LG