Линки доступности

Билл Плимптон: «Над Гитлером не грех и посмеяться»


Билл Плимптон на презентации. Фото: Олег Сулькин

Билл Плимптон на презентации. Фото: Олег Сулькин

Независимый аниматор интерпретировал нацистского диктатора как комедийный персонаж

Нью-Йорк – Американскому аниматору-ветерану Биллу Плимптону (Bill Plympton) недавно исполнилось 70 лет. Но выглядит этот высокий худой человек лет на двадцать моложе. Возможно – из-за того, что любит от души смеяться и шутить.

Экстремальный образец его юмора в тот вечер могли оценить зрители нового фильма «Дурачество Гитлера» (Hitler's Folly), пришедшие на премьеру в Школу визуальных искусств (School of Visual Arts) в нью-йоркском районе Челси. Выступая перед просмотром в сопровождении большого плюшевого утенка, Плимптон предложил всем, у кого «нет чувства юмора», уйти с «провокационного фильма», прежде чем в зале погаснет свет. Но из зала никто, похоже, не ушел.

По жанру 67-минутный фильм – мокьюментари, т.е. игра воображения, которая смеха ради выдается за реальные события. Плимптон характеризует «Дурачество Гитлера» как «безжалостную сатиру».

Фактически зрителю рассказывается «секретная история» нацистского режима, в которой Вторая мировая война предстает как проект Гитлера-аниматора снять четырехчасовой эпик о нибелунгах с участием утенка Дауни. В роли Гитлера выступил Нейт Стайнвакс. Для визуального ряда Плимптон использовал акварели и рисунки Гитлера, хронику времен Второй мировой войны и собственную оригинальную анимацию. Критики отмечают, что в создании этой «альтернативной» версии истории он явно вдохновлялся такими образцами сатирического и пропагандистского жанров, как «Продюсеры» Мэла Брукса, «Лицо фюрера» Уолта Диснея и «Три поросенка и волк Адольф» (Blitz Wolf) Текса Эйвери.

Отвечая на вопрос «Голоса Америки», как возникла идея фильма, Билл Плимптон сказал: «Первоначально я загорелся, прочитав статью, в которой говорилось, что Адольф Гитлер был большим поклонником мультфильма «Белоснежка и семь гномов» Уолта Диснея. Передо мной возник сюрреалистический образ самого большого злодея мировой истории, смеющегося над приключениями гномов. Эта информация наложилась на то, что я уже знал – как Гитлер поступал в художественную академию в Вене и как его не приняли. И представил себе, как развивалась бы история, если бы его приняли. И как это объяснило бы весь ход Второй мировой войны».

Начинается фильм с того, что в наше время в старинном сундучке некий человек по имени Джош находит кинопленку с «анимацией Гитлера». Далее реальная документальная хроника будет чередоваться на экране с мультфрагментами, где будет фигурировать непременный утенок Дауни.

Как отмечают критики, Плимптон пытается высекать юмор из рискованных и натянутых сравнений. Например, «гусиный шаг», которым маршировали на параде германские солдаты, объясняется в фильме необходимостью высоко задирать ноги, пробираясь по рядам кинотеатра, где пол липкий от пролитых напитков. К надписи «Труд делает свободным» на воротах лагеря смерти Аушвиц (Освенцим) добавлена надпись «Работа тушью и красками».

Сцены в концлагерях, хроника разрушенных бомбардировками городов, и, особенно, Сталинградской битвы вряд ли вызовут у зрителей смех. Понимая, что касается очень болезненной темы, Плимптон зачастую прибегает к скороговорке и как бы ускоренно пролистывает эти страницы истории войны, не вдаваясь в детали.

Отвечая на вопрос «Голоса Америки», считает ли он все аспекты темы войны подходящими для иронии и юмора, Плимптон сказал: «Главная причина, почему я взялся за этот фильм, – мне казалось, что это смешно. Мне хотелось рассмешить людей, поэтому я намеренно не касался самых мрачных аспектов нацизма. Но я хорошо помню, что и Мэл Брукс, и Чарли Чаплин использовали Гитлера как комедийный персонаж».

Как сообщает на своем блоге Плимптон, трое его сотрудников отказались работать над этим проектом, оскорбленные трактовкой темы.

«Люди могут смеяться над чем угодно, – сказал Плимптон в одном из интервью. – Нужно больше смеха. Думаю, надо учредить Нобелевскую премию за смех – это неоценимое человеческое качество. Некоторые люди воспринимают жизнь слишком серьезно, и это приводит к страшным последствиям». (цит. по mediananny.com. – О.С.)

Плимптона считают «королем независимой анимации». Он родился в Портленде, штат Орегон, учился в Портлендском университете, а затем перевелся в Школу визуальных искусств в Нью-Йорке. Он создавал комиксы и карикатуры для многих газет и журналов, от «Нью-Йорк таймс» до «Плейбоя». Спродюсировал множество анимационных короткометражек для MTV и других телеканалов. Получил номинации на «Оскар» за фильмы «Твое лицо» (Your Face) и «Сторожевая собака» (Guard Dog). В 2008 году вышел его 80-минутный фильм «Идиоты и ангелы» (Idiots and Angels) в котором он использовал музыку Тома Уэйтса и Моби. Он сотрудничал с Мадонной, Канье Уэстом на ряде музыкальных и книжных проектов.

У Плимптона прошли две выставки в России. В Украине, в Киеве, он провел мастер-класс.

Плипмтон подчеркивает, что «Дурачество Гитлера» – сугубо экспериментальный фильм, что объясняет нежелание автора и его соратников пытаться заполучить обычные каналы дистрибуции. Они считают, что выпущенный в вольное плавание на волнах Интернета, он соберет гораздо большую аудиторию, причем преимущественно молодую.

«Я ничего не заработал на этом проекте, – признался со сцены Плимптон. – Более того, я в него вложил двадцать тысяч долларов. С 3 июня каждый желающий может посмотреть его в Сети на сайте plymptoons.com – это знак моей благодарности моим стойким поклонникам». Как сообщили организаторы презентации, картина будет также доступна на YouTube и Vimeo.

Уважаемые посетители форума, пожалуйста, используйте свой аккаунт в Facebook для участия в дискуссии. Комментарии премодерируются, их появление на сайте может занять некоторое время.

XS
SM
MD
LG