Линки доступности

«Коллекция Стиглица» впервые показана в Нью-Йорке


Первый зал выставки

Первый зал выставки

Шедевры полвека ждали встречи с публикой

Возможность увидеть редко выставляемые шедевры живописи и фотографии из личного собрания Альфреда Стиглица (1864-1946) представил зрителям Метрополитен-музей в Нью-Йорке. Здесь открылась выставка, в которую включены сотни работ, хранящихся в запасниках музея с 1949 года, когда после смерти этого знаменитого фотографа и энтузиаста фотоискусства его вдова художник Джорджия О’Кифф передала архивы и коллекции крупнейшим американским музеям, в том числе Метрополитену.

В главном разделе выставки «Стиглиц и его художники: от Матисса до О’Кифф» впервые демонстрируются примерно двести картин, графических листов и скульптур из собрания Стиглица. Представлены крупнейшие мастера европейского и американского искусства второй половины 19-го – первой половины 20 века, в том числе Пабло Пикассо, Франсис Пикабиа, Анри Матисс, Джорджия О’Кифф, Константин Бранкузи, Василий Кандинский, Джино Северини, Марсден Хартли, Джон Марин и Чарльз Демут.

«Помимо того, что Стиглиц был маэстро фотографии, – сказала куратор живописного раздела выставки Лиз Мессинджер, – он был неутомимым промоутером и визионером модернизма в искусстве и собрал обширную коллекцию исключительной художественной силы и глубины. Я очень горда тем, что мы впервые показываем эти работы, хранящиеся с 1949 года, когда они попали в музей».

Как напомнила Мессинджер, Стиглиц был первым, кто активно продвигал в США авангардное европейское искусство, включая работы Огюста Родена, Пикассо, Матисса, Пикабиа, Бранкузи, Северини. Лучшие вещи этих мастеров представлены на выставке. Отдельный зал отведен под графику Анри Тулуз-Лотрека. Также во всей полноте представлено творчество мексиканского карикатуриста Мариуса де Сайаса, помогавшего Стиглицу в организации ключевых выставок авангарда в начале 20 века. Отдельные залы посвящены крупным американским художникам Артуру Доуву, Джону Марину, Чарльзу Демуту и Марсдену Хартли.

Куратор фотоотдела музея Малколм Дэниел представляет выставку

«Фактически выставка состоит из двух самостоятельных экспозиций, – пояснил корреспонденту «Голоса Америки» главный куратор отдела фотографий музея Малколм Дэниел. – Самые известные живописные и графические работы из коллекции Стиглица периодически выставляются на обозрение, но во всей полноте уникальное собрание представлено впервые. Что же касается фотографий из этого же собрания, то я хочу напомнить: большая выставка прошла в музее в 1978 году, тогда же был опубликован подробный каталог. Но времени утекло уже немало, и новые поколения зрителей теперь тоже увидят эти удивительные снимки».

«В запасниках музея хранятся более 600 фотографий из коллекции Стиглица, – продолжал Дэниел, – Основу фотографической части выставки составляют снимки, сделанные участниками “Фотосецессиона” – объединения независимых фотохудожников при галерее Стиглица. Это движение рубежа 19-20 веков стремилось переносить принципы живописного восприятия мира в фотографию. Они намеренно дистанцировались от стиля коммерческих студий и документального репортерско-газетного стиля. Их работы, особенно таких мастеров, как Эдвард Стайкен и Джордж Сили, можно воспринимать как живопись, тонкую, камерную и изящную».

Как отметил Дэниел, долгое время «живописная фотография» не была востребована общественным сознанием, ее затмевали репортерская документалистика и концептуальная фотография, выполненная, как он выразился, «в стиле MoMA» (Музей современного искусства в Нью-Йорке). По мнению куратора, одна из самых примечательных фоторабот выставки – «Семь слов» Фреда Холланда Дея, для которой сам фотограф позировал в образе Христа. Готовясь к фотосессии, Дей отрастил длинную бороду, голодал несколько дней и заказал из Сирии восточного покроя одежду и крест.

«Раньше к таким театрализованным вещам относились с иронией, как к китчу, – заметил Малколм Дэниел. – Сегодня, в эпоху постмодернизма, такие концепции снова вызывают пристальный интерес».

«Открывшаяся выставка – дань нашего уважения и восхищения Альфреду Стиглицу, – отметил Дэниел в завершение беседы. – Он не делал различия между живописью, графикой, скульптурой и фотографией, это для него были разные способы художественного самовыражения».

Выставка открыта в Метрополитен-музее до 26 февраля 2012 года.

XS
SM
MD
LG