Линки доступности

«Великий немой» на большом экране в Санкт-Петербурге


Новое поколение российских зрителей увидит первую «любимицу Америки», первого кино-ковбоя, первого «латинского любовника», первого супермена и классиков кинокомедии.

Столетие основания всемирной «Фабрики грез» – Голливуда вовсе не означает, что именно 100 назад в Соединенных Штатах был снят первый художественный фильм. Самая первая американская киностудия – American Mutoscope & Biograph Co – была основана 12 октября 1896 года. Строительство киностудий в районе Лос-Анджелеса началось летом 1909 года, а в начале 1910 руководство American Mutoscope & Biograph Co отправило режиссера Дэвида Уорка Гриффита и ряд актеров, в их числе Лилиан Гиш, Мэри Пикфорд и Лайонела Бэрримора на съемки новой картины под названием «В старой Калифорнии» – мелодрамы, действие которой происходит на территории мексиканской колонии. Именно с этого события и принято отсчитывать начало истории Голливуда.

В Санкт-Петербурге фестиваль «100 лет Голливуду: немое кино + живая музыка» организовали Генеральное консульство США, компания Tour de Film и киноцентр «Родина». А открывается этот ретроспективный показ фильмом режиссера Кларенса Брауна «Плоть и дьявол» с Гретой Гарбо и Джоном Гилбертом в главных ролях.

Эрик Джонсон

Эрик Джонсон


Консул по вопросам прессы и культуры Генерального консульства США в Санкт-Петербурге является знатоком и ценителем того периода в мировом кинематографе, который принято называть «великим немым». И некоторое время назад он обратил внимание на то, что петербургская компания Tour de Film проводит в киноцентре «Родина» показы немых фильмов, снятых в 20-е годы в Советском Союзе, Германии (классика экспрессионизма), и в Голливуде (в основном, это были комедийные фильмы с Чарли Чаплином, Бастером Китоном и Гарольдом Ллойдом). Тогда и возникла идея объединить усилия, благо и повод был подходящий – столетний юбилей основания Голливуда. Сам Эрик признается, что влюбился в немое кино в возрасте 13 лет, после того, как увидел Бастера Китона в фильме 1927 года «Генерал». И сейчас ему чрезвычайно симпатичная идея демонстрации киношедевров 20-х на большом экране в сопровождении живой музыки.

При этом в беседе с корреспондентом «Голоса Америки» Эрик Джонсон напомнил, что в маленьких кинотеатрах музыкальное сопровождение немым фильмам создавали профессиональные пианисты – таперы, а в больших залах звучали симфонические оркестры. Мечтой господина Джонсона является возрождение традиции демонстрации фильмов под звуки биг-бэндов в рамках фестиваля к 100-летию Голливуда. «Я считаю, что немое кино нужно смотреть, как раньше – в большом кинозале, и чтобы обязательно звучала живая музыка!», – говорит он.

Глава отдела по вопросам прессы и культуры американского Генконсульства рассказывает, что в ряде городов США (Вашингтоне, Лос Анджелесе и нескольких других) есть филиалы Американского института, пропагандирующие шедевры немого кинематографа. Кстати, в годы НЭПа в СССР были очень популярны голливудские фильмы, портреты суперзвезд «фабрики грез» печатались на открытках, плакаты с их изображением украшали фасады кинотеатров. В начале 30-х годов Сталин командировал группу советских кинорежиссеров в США, чтобы они набрались «передового опыта» и создали, с поправкой на идеологию, аналог голливудских фильмов в павильонах «Мосфильма» и «Ленфильма».

Возвращаясь к фестивалю в петербургском киноцентре «Родина», отметим, что в течение 10 месяцев зрители увидят фильмы с участием первого секс-символа (или первого «латинского любовника») мирового кинематографа Рудольфо Валентино, первой кинозвезды Мэри Пикфорд, первого кино-ковбоя Уильяма Харта. Кстати, по мнению Эрика Джонсона, именно Харт оказал наибольшее влияние на самого знаменитого артиста и режиссера современных вестернов Клинта Иствуда. Кроме этого, в программе значатся фильмы с участием легенд Голливуда Лилиан Гиш, Дугласа Фербенкса, Чарли Чаплина, Бастера Китона, Гарольда Ллойда.

Александра Ахмадщина

Александра Ахмадщина



Пресс-секретарь компании Tour de Film Александра Ахмадщина в беседе с корреспондентом «Голоса Америки» рассказала, что устроители фестиваля рассчитывают, прежде всего, на студентов и выпускников высших учебных заведений (для многих из которых существование эпохи дозвукового кинематографа стало просто откровением), а также на преподавателей истории искусства и просто на представителей интеллигенции. Александре также чрезвычайно симпатична идея демонстрации немых фильмов в сопровождении живой музыки, звучащей прямо в кинозале. И те, что согласился поучаствовать в проекте «100 лет Голливуду: немое кино + живая музыка» – это «музыканты, которые любят экспериментировать, но при этом своим творчеством они уже доказали свой профессионализм. А значит это – консерватизм в хорошем смысле этого слова».

Александра Ахмадщина также рассказала, что есть планы в последствие устроить ретроспективный показ и шедевров «золотой эпохи Голливуда» 30 – 50-х гг., но для этого необходимо решить проблему авторских прав. Что же касается демонстрации классики немого кинематографа, то в Генеральное консульство в Санкт-Петербурге уже поступила просьба организовать подобный показ в Калининграде.

  • 16x9 Image

    Анна Плотникова

    Корреспондент «Голоса Америки» с августа 2001 года. Основные темы репортажей: политика, экономика, культура.

XS
SM
MD
LG