Линки доступности

Грядет время лунных турбюро

В 1961 году вышел в свет роман британского писателя-фантаста Артура Кларка «Лунная пыль». Сюжет разворачивается вокруг экскурсионной поездки по Луне. В то время человечество еще только училось летать на околоземную орбиту, и события, описанные в «Лунной пыли», казались тогда делом далекого будущего.

Спустя полвека это будущее стало обретать конкретные очертания. Американская компания «Голден Спайк» (Golden Spike), что в переводе на русский означает «Золотой костыль», объявила о своем намерении начать туристические полеты на Луну в районе 2020 года. Цена билета не маленькая – 750 миллионов долларов за человека. В одну «поездку» компания намерена отправлять сразу двух туристов, выручая, таким образом, 1,5 миллиарда долларов за одно посещение Луны.

Что это – рекламный блеф, призванный привлечь внимание к фирме, его распространившей, или реальные планы?

Таинственный «костыль»

В одной из опубликованных в американской прессе статей «Голден Спайк» была названа «секретной и таинственной частной компанией». С этой характеристикой трудно спорить. Во всяком случае, попытки найти в Интернете сайт компании по ее названию The Golden Spike Company не сразу увенчались успехом. Сайт, тем не менее, существует по адресу. Заглянем в него.

Управляющий совет компании состоит из десяти человек. Среди них – Джерри Гриффин (глава совета) в прошлом занимавший посты руководителя полетами в рамках программы «Аполлон», директора Космического центра имени Джонсона и руководителя Торговой палаты Большого Хьюстона. Следом за ним идет президент «Голден Спайк» Алан Стерн – планетный исследователь и бывший руководитель всех научных программ НАСА. Кроме того, в совет входит ряд видных представителей американского бизнеса и аэрокосмической промышленности США.

Название «Золотой костыль» выбрано не случайно. Именно так был назван последний костыль, забитый в 1869 году в шпалу Первой трансконтинентальной железной дороги, соединившей восточное и западное побережья США. Аналогия понятна: компания «Голден Спайк» знаменует собой успешное завершение попыток человечества «вымостить» дорогу на Луну после завершения программы «Аполлон».

На чем летим?

На этот вопрос окончательного ответа пока нет, хотя ясно, в каком направлении идет работа. На сайте компании сказано: «Пилотируемые экспедиции на Луну с использованием уже имеющихся, или разрабатываемых космических систем, стали уже реальностью». «Этому «фокусу» уже 40 лет», – сказал Стерн в интервью газете «Вашингтон Пост», имея в виду пилотируемые полеты на Луну. И добавил: «Мы знаем, как это сделать».

«Голден Спайк» планирует самостоятельно разработать лунную взлетно-посадочную ступень (на которой туристы будут садиться на Луну и взлетать с нее). Что касается ракет-носителей и кораблей для полета к Луне, то компания «присматривается» к продукции частного сектора. В числе наиболее вероятных кандидатов – носитель типа «Фалькон» и корабль «Дракон» компании «Спэйс Экс», которая уже успешно испытала эту технику для полетов на МКС. Не случайно в состав управляющего совета «Голден Спайк» входит Макс Возофф, специалист в области развития бизнеса, а также бывший глава команды разработчиков корабля «Дракон» компании «Спэйс Экс».

Навыки Нейла Армстронга для того, чтобы сесть и взлететь с Луны туристам не потребуются. Все операции будут осуществляться в автоматическом режиме.

Откуда деньги?

По расчетам экспертов «Голден Спайк» первая туристическая миссия на Луну обойдется этой компании в семь миллиардов долларов. Напомним, что лишь около восемнадцати процентов от этой суммы будут покрыты непосредственно за счет «путевок» двух туристов. А как будет окупаться остальная часть затраченных денег, не говоря уж о получении прибыли?

Президент «Голден Спайк» настроен оптимистически и, похоже, не без основания. По данным журнала «Форбс», в мире по состоянию на 2012 год проживают 1 223 миллиардера и среди них, наверняка найдутся несколько десятков тех, которые захотят оставить свои следы на Луне. А, кроме того, подчеркнул Стерн, речь ведь идет о зарабатывании денег не только за счет полетов туристов. Освещение миссий на коммерческой основе, продажа побывавших на Луне сувениров и лунных камней, полеты по контракту иностранных ученых и выполнение научных работ для американских и зарубежных правительственных и частных клиентов, индустрия развлечений… Вот далеко не полный список тех источников, откуда, по замыслу руководителей «Голден Спайк», на их компанию прольется «золотой дождь».

Впрочем, «Голден Спайк» ожидает, что ее главными клиентами будут страны, заинтересованные в лунных исследованиях или желающие доставить своих представителей на Луну, исходя из соображений престижа. Правда – при условии, что эти государства пройдут политический «фэйс-контроль». Так, например, компания не продаст «путевку» на Луну представителям Китая или тех стран, доступ которых к американским высоким технологиям запрещен соответствующим законом США из опасения, что они могут использовать данные технологии для разработки новых типов вооружений.

Планы «Голден Спайк» получили полное одобрение со стороны НАСА. «Этот шаг со стороны частного сектора является еще одним свидетельством своевременности и мудрости общей космической политики администрации Обамы, – говорится в официальном заявлении агентства. – Цель данной политики – создать среду, в которой коммерческие космические компании могли «взрастать» на почве прошлых достижений НАСА с тем, чтобы агентство могло бы сосредоточить свои усилия на решении новых смелых задач – отправить людей к астероиду, а в конечно итоге, к Марсу».

А теперь – о тенденции

Она тоже подтверждает название компании «Золотой костыль». Попытки частного сектора коммерциализировать Луну – или окололунное пространство – начались уже давно. Еще в 1970-е годы шли разговоры о строительстве отеля на Луне, но недостаточное развитие космических технологий и недостаточная вовлеченность частного сектора в космическую деятельность не позволили тогда перевести эту идею в практическую плоскость.

В 2000-х годах ситуация изменилась. Интерес, проявленный частным сектором к исследованию и освоению космоса, а также распространенность и доступность космических технологий вновь сделали Луну одним из желанных объектов для приложения сил и средств бизнесменов. В 2005 году возникла компания «Экскалибр Алмаз», предлагающая полеты вокруг Луны на закупленных у России и неиспользованных станциях типа «Алмаз» и кораблях типа ТКС. В том же 2005 году РКК «Энергия» выступила с предложением организовать коммерческие полеты вокруг Луны, включая посещение МКС. Стоимость двухнедельного тура оценивалась в 100 миллионов долларов за одного человека. А компания Google учредила в 2007 году X Prize размером 30 миллионов долларов для той неправительственной организации, которая сможет за свой счет доставить на Луну ровер, способный проехать по ее поверхности, как минимум 500 метров и передать на Землю черно-белые снимки, сделанные в ходе своего короткого путешествия.

Данная тенденция приводит к одному очень важному выводу: повторение прошлого, пусть даже на более высоком технологическом уровне, следует отдать в руки частному сектору, заинтересованному в том, чтобы извлекать из этого «повторения» коммерческую выгоду. Подобный подход более чем оправдан с финансовой точки зрения и для решения государственных задач.

Действительно, зачем, например, НАСА, Роскосмосу, или ЕКА тратить время, силы и средства на фактическое воспроизведения «Аполлона», когда можно просто заплатить частной компании несколько миллиардов долларов за доставку американских, российских, или европейских исследователей на поверхность Луны? Это позволит сэкономить значительные бюджетные средства, которые можно будет потратить на решение подлинно инновационных задач, связанных с исследованием и освоением «дальнего» космоса.

Показать комментарии

XS
SM
MD
LG