Линки доступности

А между тем США сделали еще один шаг на пути к обретению независимости от российских «Союзов»

В начале августа стало известно, что Федеральное космическое агентство Роскосмос объявило конкурс на подготовку эскизного проекта ракеты-носителя тяжелого класса. Согласно условиям конкурса, разрабатываемая ракета, в частности, должна быть пригодна для доставки пилотируемого космического корабля на Луну.

Что ж, несмотря на то, что стремление Роскосмоса на Луну - это «вперед, в прошлое», даже если это прошлое Америки, а не России, хоть какое-то движение за пределы околоземной орбиты лучше, чем постепенное загнивание на ней. Это - «хорошие новости».

Однако, какова вероятность того, что эти хорошие новости трансформируются в не менее хорошие дела? Попробуем привлечь к ответу на этот вопрос исторический опыт.

Как показывает практика исследования и освоения космоса на примере таких стран, как СССР/Россия, США и Китай, всякое значительное и дорогостоящее техническое начинание лишь тогда имеет шансы на успех, когда оно является составной частью крупномасштабного космического проекта, возведенного в ранг политической задачи государственной важности. Так было с запуском первого спутника и первого человека в космос, с неудавшейся лунной программой Н-1 - Л-3, а после - с разработкой и строительством станций типа «Салют» и «Мир».

Так же было и в США с программами «Меркурий», «Джемини», «Аполлон», «Скайлэб», «Спэйс Шаттл» и «Фридом/МКС». В настоящее время в Америке создается семейство ракет-носителей (РН) под невыразительным названием SLS (Space Launch System). Это семейство, состоящее из тяжелых и сверхтяжелых РН, разрабатывается для достижения официально провозглашенной президентом Бараком Обамой цели: доставить американских астронавтов в районе 2035 года в окрестности Марса. Что же касается программы создания частных кораблей в США, то она является частью государственной космической стратегии Америки (см. «Что угрожает господству «Союза?»).

Все вышеизложенное в отношении СССР/России и США применимо и к Китаю, где космические корабли, а теперь уже и околоземная станция создаются в рамках четко сформулированных на высшем государственном уровне задач.

То ли «планов громадьё», то ли вновь ни то, ни сё

Посмотрим теперь на Россию. Единственный документ, объясняющий, пусть и весьма туманно, что Россия будет делать в космосе в течение ближайших 20 лет - это «Стратегия развития космической деятельности России до 2030 года». Данная «Стратегия» была подготовлена Роскосмосом. Читая ее, невольно вспоминаешь строки из детского стихотворения Юлиана Тувима:

Накрытые крышкой, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка, капуста, морковка, горох,
Петрушка и свекла.
Ох!..
И суп овощной оказался не плох!

Видимо по такому же рецепту «овощного супа» и «варили» данную «Стратегию». Она включает в себя создание околоземной орбитальной станции «нового поколения», лунной орбитальной станции, осуществление демонстрационного пилотируемого облета Луны с последующей высадкой космонавтов на ее поверхность и возвращением их на Землю, создание условий для осуществления пилотируемого полета на Марс. А в дальнейшем Россия построит космические электростанции, и космические лифты, станет хоронить за пределами Земли радиоактивные отходы, разместит в космосе производство и т.д. В общем, есть от чего закружиться голове.

Америка явно уступает

И в этом нет никаких сомнений. Единственная четкая и крупномасштабная цель в космосе, к которой стремятся США - это «всего лишь» пилотируемая экспедиция к Марсу через два с половиной десятка лет, ну может быть еще с «промежуточной остановкой» у какого-нибудь астероида. Есть еще, конечно, ряд автоматических миссий, но это так, «мелочь». Куда Америке до России, вознамерившейся, если судить по «Стратегии», обжить ближний космос, включая Луну так, как в свое время американцы обживали Дикий Запад. Ну и потом, конечно, как это предусмотрено «Стратегией», российские космонавты доберутся и до Марса.

Правда, на стороне НАСА «играет» еще и частный бизнес. Но его амбиции (если не считать SpaceX, нацелившейся на Красную планету) пока не выходят за пределы околоземного пространства.

И, как инструмент сближения между народами, американская космическая программа тоже явно проигрывает российской. Если США, несмотря на периодически ведущиеся в космических кругах этой страны разговоры о «желательности» международного сотрудничества в осуществлении, например, марсианской миссии, продолжают в одиночку «мостить» для своих астронавтов дорогу к Марсу, то Россия - наоборот.

«Стратегия» ясно формулирует в качестве одной из главных задач России в космосе «создание научно-технической и технологической основы для полномасштабного участия России в международной кооперации для подготовки и осуществления пилотируемого полета на Марс». Будет эта «кооперация», или нет, можно сказать, только посмотрев в хрустальный шар. Но очевидно, что без нее Россия не намерена двигаться за пределы околоземного пространства.

И лишь один момент мешает воспеть несомненное космическое лидерство России, которое будет завоевано в течение ближайших двух десятков лет. Если «по пальцам считанным» стратегическим целям США в космосе был придан статус официальных государственных задач, то российская «Стратегия», включая, кстати, и конкурс на подготовку эскизного проекта ракеты-носителя тяжелого класса «под Луну» является инициативой Роскосмоса, связанных с ним организаций, а также некоторых правительственных структур. Станет ли она когда-нибудь государственной задачей - неизвестно, а потому вполне возможно, что войдет в историю российской космонавтики, как «замах», который так никогда и не стал «ударом».

Деньги и техника частные - цели государственные

Этот один из ключевых принципов современной космической деятельности США получил еще одно подтверждение. В начале августа этого года НАСА объявило о выборе трех финалистов среди частных компаний, разрабатывающих новые космические корабли. Они продолжат работы над своими детищами уже в рамках так называемой инициативы по «Приданию комплексных возможностей пилотируемым кораблям, создаваемым на коммерческой основе» (Commercial Crew Integrated Capability - CCiCap). Разумеется, каждый из выбранных финалистов получит дополнительное финансирование.

«Сьерра-Невада» - 212,5 миллионов долларов
SpaceX - 440 миллионов долларов
«Боинг» - 460 миллионов долларов

Программа CCiCap, несмотря на свое довольно мудреное и немного расплывчатое название, является, по сути, ключевым шагом в «доведении до ума» новых космических кораблей, когда их создатели должны интегрировать в них различные системы, а также «примерить» к данным кораблям уже имеющиеся, или потенциальные ракеты-носители.

P.S. Означает ли все вышеизложенное, что Роскосмос напрасно объявил конкурс на создание эскизного проекта нового тяжелого РН, что он вводит в заблуждение те предприятия и организации, сотрудники которых «возьмутся за карандаши», чтобы стать победителями в этом состязании? Отнюдь. Надо давать людям хоть какой-то стимул двигаться вперед. Но при этом не нужно забывать, что самая страшная форма обмана - это самообман.

Никакие конкурсы и победы в них не должны создавать у Роскосмоса, РАН, российского космического сообщества в целом и СМИ ощущения того, что началось реальное «движение вперед». Оно начнется лишь тогда, когда осуществление «эскизных проектов» будет облечено высшим политическим руководством России в форму обеспеченных необходимым финансированием государственных задач, период решения которых позволит держать их под контролем данного руководства.

Показать комментарии

XS
SM
MD
LG