Линки доступности

В начале 2004 года президент США Джордж Буш объявил, что американцы должны выйти за пределы околоземной орбиты, выше которой за последние три десятилетия после завершения программы «Аполлон» люди не поднимались. В соответствии с планом президента Буша, до 2020 года астронавты должны были вернуться на Луну и начать готовиться к еще более впечатляющей цели – полету и высадке человека на Марс.

Предложение, прозвучавшее лишь через год после катастрофы шаттла Columbia, вызвало энтузиазм. Но почти сразу зазвучали и скептические голоса, так как серьезного финансового обеспечения новой космической программы в бюджете не предусматривалось.

На освоение Луны должны были пойти деньги, которые освободятся после завершения полетов шаттлов к 2010 году и затопления Международной космической станции в 2015 году. Летать к МКС после списания шаттлов предполагалось на новой легкой ракете-носителе Ares I с новым космическим кораблем Orion. Высвободившиеся средства (почти $3,5 миллиарда в год) агентство НАСА планировало направить на разработку тяжелой ракеты-носителя Ares V, способной вывести на орбиту лунный космический корабль Altair с топливом, необходимым для возврата на Землю. Его, конечно же, тоже предстояло разработать, и $2,5 миллиарда в год, которые Соединенные Штаты расходуют на поддержание работы МКС, для этого бы очень пригодились.

Весной нынешнего года президент США Барак Обама поручил разобраться с реальностью этих планов специальной независимой комиссии экспертов под председательством Нормана Огастина, в прошлом исполнявшего обязанности министра армии США и президента корпорации «Локхид-Мартин».

Основные положения доклада президенту были понятны уже после публичного заседания комиссии 12 августа. Комиссия Огастина, как ее стали называть, считает отказ от космических амбиций неприемлемым для ведущей мировой державы. Для реализации каждого из вариантов развития американской космической отрасли потребуется за 4 – 5 лет увеличить ежегодный бюджет космической программы на $3 миллиарда – до $21 миллиарда, и не урезать эту сумму до 2020 года. И это без учета инфляции.

В понедельник 2 ноября лидеры космической индустрии встретились в стенах Сената США для обсуждения перспектив американской космической программы в рамках дебатов «Будущее пилотируемых полетов в космос».

Вариантов развития американской космической программы, обсуждавшихся на встрече в Dirksen Senate Office Building в Вашингтоне представителями заинтересованных государственных структур и частных компаний, намечается три.

Первый из них, самый прозаичный, предполагает реализацию нынешней программы, с разработкой ракет-носителей Ares I и Ares V и космических кораблей Orion и Altair. Сделать это с увеличенным бюджетом и определенными задержками возможно, считают эксперты комиссии Огастина. Последний полет шаттла состоится в конце 2010 - первой половине 2011 года, а сведение с орбиты американского сегмента МКС – в 2016 году.

Однако «легкие» Ares I и Orion, предназначенные для доставки людей на околоземную орбиту, не взлетят раньше 2017 года, так что несколько лет американцы на МКС будут летать на российских «Союзах» или других пилотируемых кораблях, если таковые за это время появятся. Ares I и Orion же пригодятся лунному экипажу, который уже в космосе переправится на корабль Altair. Вывести его на орбиту тяжелая ракета-носитель Ares V сможет лишь к середине 2020 годов, после чего и состоится возвращение американцев на Луну.

В двух других вариантах американский сегмент МКС останется и будет функционировать до 2020 года, проекты ракеты Ares I и космического корабля Orion будут свернуты, а доставку людей к МКС будут осуществлять частные американские компании. «Неразумно», - заявляют эксперты комиссии Огастина, после двух десятков лет, потраченных на постройку МКС, давать ей лишь 5 лет полноценной работы. Пусть проработает в исследовательском режиме хотя бы 10 лет. Комиссия Огастина не уточняет разумно ли сворачивать программы Ares I и Orion или передавать их частным фирмам, когда на это уже было потрачено около $8 миллиардов, спускаемый аппарат успешно прошел испытания, а сама ракета Ares IX собрана на мысе Канаверал и 28 октября состоялся успешный испытательный запуск экспериментальной модели этой ракеты-носителя. Оба альтернативных варианта сходятся и в том, что тяжелая ракета-носитель Ares V в нынешнем своем виде с проектной грузоподъемностью в 160 тонн разрабатываться не должна. А отличаются все варианты тем, что будет использоваться в качестве тяжелой ракеты-носителя.

Майк Голд, директор вашингтонского офиса частной компании Bigelow Aerospace сказал Русской службе «Голоса Америки»: «Комиссия Огастина пришла к выводу, что нынешняя американская космическая программа нежизнеспособна в новых бюджетных условиях. Поэтому я не уверен в том, что пилотируемые американские программы стопроцентно будут продолжены. Необходимо решить ряд важных проблем. Я считаю, что НАСА необходимо переосмыслить подходы и пойти по пути использования коммерческой ракеты-носителя «Атлас» и разработать капсулу для экипажа, которую можно разместить на этой ракете для доставки астронавтов в космос».

А ветеран государственного и частного секторов космической индустрии Майк Кан, ныне являющийся вице-президентом компании ATK Space Systems, отметил в интервью Русской службе «Голоса Америки»: «В любом случае, выбор оптимального варианта дальнейшего развития американской пилотируемой космической программы предстоит сделать НАСА и администрации президента Обамы, опираясь на мнение ведущих экспертов космической индустрии США».

Обсуждение направления развития американской программы освоения космического пространства продолжается. Но можно с определенной уверенностью сказать уже сейчас, что даже если доставку людей на околоземную орбиту поручат частным компаниям, к этому конкурсу будут допущены, скорее всего, только американские компании. В ходе дебатов в Сенате США «Будущее пилотируемых полетов в космос» эксперты подчеркнули, что попадать в зависимость от России, Китая или какой-то иной страны США не хотят. Исключением, скорее всего, станет лишь доставка астронавтов НАСА на МКС, которой наверняка займутся российские «Союзы».

XS
SM
MD
LG