Линки доступности

Сол Лейтер: фотограф, опередивший время

  • Кристина Крутилина

Сол Лейтер: фотограф, опередивший время

Сол Лейтер: фотограф, опередивший время

В московской галерее Photographer.ru в Центре современного искусства «Винзавод» открылась выставка «Ранний цвет» американского фотографа Сола Лейтера, по праву считающегося живым классиком нью-йоркской школы. Экспозицию можно считать российской премьерой – ранее Лейтер у нас не выставлялся.

Сол Лейтер родился в 1923 году в Питтсбурге (штат Пенсильвания). Родители Лейтера с детства прочили своего сына в раввины, но у него на этот счет были другие соображения, и в 23 года он бросил богословский колледж и уехал в Нью-Йорк учиться живописи. Знакомство с абстрактным экспрессионистом Ричардом Пусетт-Дартом и фотографом Уильямом Юджином Смитом приводит к тому, что Лейтер начинает фотографировать и уже в 1950-ых участвует в выставках и сотрудничает с такими престижными изданиями, как Harper’s Bazaar, Elle, British Vogue, Queen. Одна из первых публичных демонстраций его работ – программный проект Эдварда Стайхена «Всегда молодые незнакомцы» – прошла в нью-йоркском Музее современного искусства.

Фотографии Лейтера отличает не только композиционная свобода и часто абстрактный сюжет, но и присутствие в них цвета. Дело в том, что в 1950-1960-х гг. большинство фотографов снимали на черно-белую пленку, а процесс печати цветных кадров был сложным, дорогим и казался бесперспективным. Однако Лейтер, обогнав свое время, увидел в цветной фотографии художественную силу, раскрыл ее эмоциональность и стал верным адептом ее эстетики. Правда, снимал он на слайдовую пленку, не требовавшую печати. И только в 1990-х годах благодаря издателю Мартину Харрисону и галеристу Говарду Гринбергу эти слайды были отсканированы, и в свет вышла монография Лейтера, вызвавшая фурор и полностью раскупленная в считанные месяцы.

Московская выставка как раз и демонстрирует эти фотографии 1950-1960-х гг. Двадцать шесть представленных кадров переносят зрителя на полвека назад, позволяя во всех деталях рассмотреть прохожих в классических черных костюмах и шляпах, плавные линии старых автомобилей, почувствовать неповторимый флер середины двадцатого века.

Сам Лейтер признается в том, что ему нравится двусмысленность в фотографии: «Мне нравится, когда зритель не уверен в том, что именно он видит. Просто смотрит, и внезапно его что-то цепляет. Я ценю этот момент замешательства». Возможно, поэтому в его работах есть некоторая недосказанность, определенная загадка: очертание фигуры за запотевшим стеклом витрины, едва заметное отражение фотографа на блестящей поверхности, одинокий красный зонт на заснеженной улице.

Корреспондент «Голоса Америки» попросила одного из посетителей выставки Андрея (стилист, 24 года) прокомментировать свое впечатление от выставки. «Я рад, что фотографии Лейтера наконец-то доехали и до России, – сказал он. – Это потрясающий шанс посмотреть на кадры, опередившие свою эпоху. Для меня Лейтер – городской охотник: взять хотя бы работы «Сквозь доски» или «Навес» – создается абсолютное впечатление, что он снимает из укрытия, ждет подходящего момента и спускает курок-затвор. Он умеет очень точно поймать атмосферу, дух, саму суть жизни – такое ощущение, что кадр вот-вот начнет двигаться».

Работы Лейтера находятся в крупнейших музеях мира: в Музее Виктории и Альберта (Лондон), Национальной галерее Австралии (Канберра), Национальной художественной галерее (Вашингтон), Музее современного искусства (Нью-Йорк) и во многих других публичных и частных коллекциях.

Московские ценители искусства смогут абсолютно бесплатно посетить уникальную выставку Сола Лейтера вплоть до 13 февраля.

Новости культуры читайте здесь

XS
SM
MD
LG