Линки доступности

Попытки придать «космические» скорости могут привести к искажению спортивных результатов

«Самая непутевая команда», – так назвал американский спортивный комментатор Мартин Роджерс сборную США по конькобежному спорту. Наилучший результат (если слово «лучший» тут вообще применимо) показал Шани Дэвис, обладатель золотых и серебряных наград двух прошлых олимпиад. Он финишировал 11-м. Его коллеги по команде «отличились» еще больше, заняв 22-е и 37-е место.

Что же произошло с американскими конькобежцами? Физическое истощение, недостаточная воля к победе, непривычный для «зимних» спортсменов субтропический климат Сочи, нетипичное состояние льда, также связанное с полулетней по российским стандартам погодой в столице зимних олимпийских игр?

Однако, есть и еще одно объяснение неудачам конькобежцев из США. Оно лежит в плоскости «высоких» аэрокосмических технологий.
Почему люди не соколы и не дельфины?

То, что требования к скоростным показателям спортсменов на соревнованиях мирового уровня выходят за грань человеческих возможностей, уже ни для кого не секрет. Но как же эту грань преодолеть, не прибегая к допингу или к прочим бесчестным приемам? Остается один способ – уменьшить сопротивление окружающей среды, относительно которой движется спортсмен.

Поскольку изменить физические условия среды невозможно, то приходится изменять физические свойства спортсмена (речь в данном случае не идет о повышении его или ее силы и выносливости). Проще говоря, надо сделать так, чтобы спортсмен стал «глаже», более аэро- или гидродинамичным.

Но поскольку выживание человека никогда не было связано с его передвижением с запредельными скоростями, то природа не позаботилась о том, чтобы придать нам обводы сокола или дельфина. Однако уже отмеченные требования современного спорта вынуждают эту «ошибку» природы исправлять.

«Мах-39» дал маху?

Одной из тех, кто взялась за эту не самую благодарную работу, стала расположенная в Балтиморе компания Under Armour. Именно она и разработала «самый быстрый в мире конькобежный костюм». По крайней мере так Under Armour представила миру свое детище.

Да и название этого костюма говорит само за себя. «Мах-39» – ни много ни мало. «Мах» – это скорость звука. Напомню, что первая космическая скорость, которая позволяет объекту вращаться вокруг Земли, это «всего лишь» 25 «махов». А тут более, чем в полтора раза больше!

Ассоциация со сверхзвуковой авиацией и космосом не случайна. Ведь «Мах-39» разрабатывался Under Armour в содружестве с таким аэрокосмическим гигантом, как компания Lockheed Martin. Вполне логичный союз: ведь если кто и понимает в том, как обеспечить максимальную скорость при минимальных энергетических затратах, то это компания, создающая авиационную и космическую технику.

Шпионские страсти – спортсменов напасти

Человек, одетый в «Мах-39», напоминает Бэтмена. Зная, на что был способен этот супергерой, вы на уровне подсознания ожидаете от того, кто носит такой костюм, сверхчеловеческих возможностей.

Но и Бэтмен, как мы помним, вначале испытывал свое обмундирование, прежде чем использовать его в реальных битвах. А вот этого-то американские конькобежцы и были лишены. Почему?

«Мы хотели сохранить эти костюмы в секрете потому, что боялись, что наши конкуренты смогут и успеют их скопировать», – признался в интервью газете The Washington Post член сборной США по скоростному бегу на коньках Брайан Хансен.

В итоге конькобежцы получили свое сверхсовременное обмундирование только 1 января, чуть больше, чем за месяц до начала игр в Сочи. Покататься в нем удалось, а вот посоревноваться нет. А теперь представьте Бэтмена, который перед схваткой с очередным злодеем, ограничил бы опробование своего нового костюма прогулкой по городскому парку. Шансов выйти победителем из грядущего поединка у него, как не трудно догадаться, сильно бы поубавилось.

Поэтому спортсменам оставалось только верить в то, что наспинные вентиляционные воздухозаборники, а также по-особому расположенные молнии помогут им увеличить скорость. Но, как говорят в Америке, «надежда – это не стратегия».

Во власти спонсора

В Соединенных Штатах, в отличие от большинства стран-участников олимпийского движения, нет государственной поддержки национальной олимпийской сборной. Команды по разным видам спорта вынуждены полагаться на спонсорскую поддержку.

И она приходит. Кто же не захочет увидеть свой логотип на форме, или на спортивном оборудовании олимпийцев, к выступлениям которых будут прикованы глаза сотен миллионов (а то и миллиарда) телезрителей?

Нередко спонсоры ограничиваются лишь денежными вложениями, как это сделал московский завод «Кристалл», финансово поддержав женскую сборную США по бобслею. В результате американские бобслеистски и их «болиды» на полозьях во время тренировочных заездов осенью прошлого года несли на себе логотип «Путинки».

Но когда спонсоры начинают играть более активную роль в поддержке спортсменов, включая создание их экипировки (примеры: уже упомянутый «Мах-39», или боб, разработанный и построенный фирмой BMW), то тут могут возникнуть проблемы. Ведь в таких ситуациях руководители команд и спортсмены, не имея большого выбора, вынуждены полагаться на мастерство и интуицию изготовителей экипировки.

Нельзя сказать, что при этом атлеты и их тренеры полагаются на удачу: сделает спонсор, например, хорошие лыжи, или коньки, или не сделает. Та же компания BMW является одним из мировых лидеров в области создания высокоскоростных и не менее высокотехнологичных транспортных средств. Почему же не предположить, что, в общем-то несложные сани для бобслея, тоже окажутся ей «по плечу»?

Очарование брендами

То же самое с Under Armour. Эту компанию основал в 1996 году бывший игрок в американский футбол Кевин Планк. Первые изделия с логотипом данной фирмы вышли из... подвала дома его бабушки, расположенного в Джорджтауне, одном из районов Вашингтона. А в настоящее время бренд Under Armour котируется на уровне таких великанов спортивного обмундирования, как Nike или Adidas.

А что говорить про «Локхид Мартин»? Самолеты и ракеты этого концерна давно уже стали символом самых передовых достижений мировой инженерной мысли. Неужели создатели летающих «чудес» не способны справиться с «тряпками» для конькобежцев?

Впрочем, вопрос этот носит уже философский характер. Некоторые спортсмены, выступавшие в «Мах-39», жаловались на то, что он слишком тесный и даже затрудняет дыхание.

Опробовал «Мах-39» и дизайнер, разработавший костюмы для куда более успешных голландских конькобежцев. Он не отметил никаких конструктивных особенностей в американской форме, которые позволили бы конькобежцам из США показать лучшие результаты. Более того, по мнению этого дизайнера, «фирменный» воздухозаборник «Маха-39» на спине может даже создать дополнительное сопротивление и замедлить бег спортсмена.

Старый друг лучше новых двух

В Соединенных Штатах нет такой поговорки, но конькобежцы этой страны вскоре после начала олимпиады и череды своих провальных выступлений поступили точно в соответствие с этим мудрым наблюдением. Они переоделись в свои старые, испытанные костюмы. Правда, это не улучшило их показатели.

А может быть, как отметил интернет-ресурс «Медаль за четвертое место» (Fourth-Place Medal), дело было отнюдь не в каких-то недостаточно высоких качествах «Мах-39», а в том, как его «представили» конькобежной сборной? Вспомним, что у спортсменов даже не было возможности с ним свыкнуться.

Подвели технологии, или нервы?

Таким образом, не исключено, что проблема с новым костюмом носит во многом психологический характер. Кому-то показалось, что с «Мах-39» что-то «не то». Он поделился своими сомнениями с товарищами по команде, после чего они вместо того, чтобы сконцентрироваться на победе, стали думать о том, что изначально находятся в невыгодном положении по сравнению со своими соперниками.

Эмоциональное напряжение олимпийских игр таково, что внутренний «трансформатор» спортсмена, защищающий его нервную систему от «сгорания», работает на пределе своих возможностей. Малейший скачок в этой «сети» и нервы атлета могут дать сбой, не позволив ему проявить то, что принято называть волей к победе.

В погоню за рыбами

Завершая рассказ о технологиях «космического века», которые используются для того, чтобы помочь спортсменам выйти за предел их возможностей, нельзя не упомянуть и об экипировке для соревнований по плаванию. Многие из тех, кто смотрели летние олимпийские игры в Пекине в 2008 году, обратили внимание на необычную форму пловцов-мужчин. Вместо привычных плавок на них были одеты обтягивающие почти все тело, как у аквалангистов костюмы.

Эти костюмы были настоящими технологическими шедеврами. Их внешняя текстура была приближена к текстуре кожи наиболее быстро плавающих океанских обитателей: акул и дельфинов. Материал был особо легкий. Сами костюмы были изготовлены по бесшовной технологии. Мало того, они придавали пловцу наивыгоднейшую гидродинамическую форму и даже помогали фиксировать его тело в наиболее «скоростном» положении во время заплыва. И, как мы знаем, именно во время пекинских игр прежние рекорды по плаванию были сметены целой лавиной новых рекордов, установленных, в том числе выдающимся американским спортсменом Майклом Фелпсом.

Но... было ли это заслугой в основном спортсменов, или же их новой рыбьей «кожи»? Прямого ответа на этот вопрос нет, но косвенный уже дан. Теперь пловцы могут выступать лишь в тех костюмах, которые закрывают их бедра до колен. Торс и голени должны оставаться открытыми, а сами эти «гидрошорты» будут изготавливаться только из тканного текстиля.

P.S. На самом деле вопрос об «ускорительной» экипировке спортсмена отражает другие, более фундаментальные вопросы, относящиеся к современному спорту. Где тот предел физических возможностей, перейти который человек уже будет не в состоянии? Нужно ли его переходить? Если да, то какими способами? И не приведут ли тенденции в развитии большого спорта к тому, что на соревнованиях в конце концов станут выступать гуманоидно-технологические гибриды: люди, выходящие за грань собственной природы с помощью научно-технических достижений «космического века»?

Показать комментарии

XS
SM
MD
LG