Линки доступности

Портреты мигрантов в Еврейском центре Санкт-Петербурга


Директор Еврейского общинного центра Санкт-Петербурга Александр Френкель и художница Евгения Голант

Директор Еврейского общинного центра Санкт-Петербурга Александр Френкель и художница Евгения Голант

Потомки тех, кто приехал в Россию сто лет назад, понимают проблемы сегодняшних «гастарбайтеров». И стараются им помочь

«Трудовые мигранты из Таджикистана, сотни тысяч которых находятся в РФ, возлагали большие надежды на подписанное 8 февраля 2013 года главами миграционных служб обеих стран соглашение, от которого ожидали как упрощения процедуры постановки на миграционный учет, так и продления срока разрешения на работу в РФ до трех лет».

Так начинается открытое письмо группы правозащитников властям Российской Федерации и Республики Таджикистан. Поводом для обращения, подписанного, в частности, Светланой Ганнушкиной (Москва), Наргис Зокировой (Душанбе), Галиной Петриашвили (Тбилиси) и президентом FIDH (Международной федерации по правам человека) Суэр Белассен, говорится о произошедшей в минувшую пятницу массовой облаве в Апраксином дворе – одном из крупнейших центров розничной торговли Санкт-Петербурга.

Полицейский рейд во время пятничного намаза

По данным пресс-службы петербургского УФСБ, в ходе рейда было «задержано около 300 человек. 20 из них, имеющие отношение к уголовным делам, доставлены в Следственный комитет. Еще 250, незаконно находящиеся на территории России, доставлены в центр “Э” (подразделение по борьбе с экстремизмом)». По данным силовиков, в ходе проведения оперативно-следственной операции была «изъята экстремистская литература». В числе задержанных оказались граждане Узбекистана, Таджикистана, Азербайджана, регионов Северного Кавказа, а также один гражданин Египта и один гражданин Афганистана.

Со своей стороны, правозащитники отмечают, что сотрудники УФСБ и ОМОН, проводившие операцию «во время пятничного богослужения
молящихся – всех без разбора – выволакивали из мечети, избивали, применяли физическое и психологическое насилие».

Днем раньше в поселке Горелово под Санкт-Петербургом был проведен профилактический рейд по выявлению нелегальных мигрантов. По официальной информации главного управления МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в ходе рейда были обнаружены самодельные постройки, в которых обитало более сорока мигрантов различного возраста. По результатам рейда взрослые переселенцы были переданы в миграционную службу, а дети, не имеющие документов, помещены в детские учреждения с последующей отправкой в Таджикистан.

Авторы открытого письмо требуют провести тщательное расследование этих и других подобных эпизодов и обращаются к властям России и Таджикистана с призывом «проявить максимальное внимание к случившемуся, не ограничиваться подписанием «взаимовыгодных» международных соглашений, а вести диалог на уровне защиты прав и свобод людей - трудовых мигрантов, находящихся на территории России».

«Я на себе испытала враждебное отношение. Поэтому понимаю мигрантов»

В тот самый день, когда было опубликовано это обращение, в Еврейском общинном центре Санкт-Петербурга открылась выставка «Мигранты» художницы Евгении Голант. Сама Евгения рассказывает, что все началось в 2005 году, когда она с группой друзей решила сделать серию зарисовок с рынка. «Так как я рисую с натуры, я пошла на рынок с этюдником и холстом. А там меня окружили красивые веселые люди, и я была счастлива. Они дарили мне фрукты, стихи и песни, носили мой этюдник».
Фотограф Солмаз Гусейнова

Фотограф Солмаз Гусейнова



Но не все было так идиллически. В августе 2008 года после нападения России на Грузию, начались облавы на нелегальных мигрантов. «Рынок опустел за одну неделю», – вспоминает Евгения Голант. И тогда у нее возникла мысль сделать выставку прямо на рынке. И она поставила холсты с портретами своих персонажей на пустующие прилавки. В результате, по словам фотографа Солмаз Гусейновой, сопровождавшей Евгению в ее творческих походах на рынки, эта акция привлекла внимание не только местных посетителей, но даже японских туристов!

О том, почему для нынешней выставки был выбран Еврейский общинный центр Санкт-Петербурга, Евгения Голант в разговоре с корреспондентом «Голоса Америки» пояснила так: «Во-первых, здесь бесплатно учат русскому языку детей мигрантов. А во-вторых, мне кажется, есть какая-то связь… Сейчас немножко меньше проявлений антисемитизма, потому что люди перекинулись на мигрантов из Таджикистана. Но, в принципе, мы еще помним весь этот ужас… И от родителей я слышала, и сама сталкивалась с враждебным к себе отношением. Поэтому мне их очень жалко», – объясняет Евгения Голант.

Что такое «тиккун олам»?

Тему подхватил директор Еврейского общинного центра Санкт-Петербурга Александр Френкель. Он рассказал, что с мая прошлого года в Центре осуществляется благотворительная акция помощи мигрантам в овладении русским языком. «И эти курсы, и нынешняя выставка – это все не случайно. Ведь и восемьдесят, и сто лет назад наши предки прибывали в этот город из местечек Белоруссии, Украины, Прибалтики. Они тоже плохо говорили по-русски, испытывали все те же тяготы новоприбывших людей, сталкиваясь с недоброжелательностью местного населения, со всяческими административными преградами, с коррумпированными чиновниками и злыми полицейскими», - отмечает Френкель. И добавляет, что современные петербургские евреи хорошо адаптированы в обществе и не испытывают бытовых проблем, которые были хорошо знакомы их бабушкам и дедушкам.
Работы Евгении Голант на выставке «Мигранты» в Еврейском общинном центре Санкт-Петербурга

Работы Евгении Голант на выставке «Мигранты» в Еврейском общинном центре Санкт-Петербурга



Кроме того, есть давняя еврейская традиция, которая называется «тиккун олам» – «исправление мира». «Эта такая глубинная концепция, характеризующая подход нашего народа к этому миру, как обязанность каждого человека постоянно делать что-то, чтобы мир становился хоть немножко лучше. Именно это мы и пытаемся проявить в своей деятельности», – поясняет директор Еврейского общинного центра Санкт-Петербурга, добавляя, что проект Евгении Голант отлично вписывается в эту концепцию.

На презентации выставки работы петербургской художницы сравнивали и с картинами Нико Пиросмани, и с полинезийскими полотнами Гогена. Искусствовед Наталья Косяченко считает, что творчество Евгении Голант вполне отвечает современным мировым стандартам. «У нее за плечами – хорошая художественная школа, она великолепно владеет экспрессионистскими выразительными средствами», – замечает критик и добавляет, что ей представленные на выставке картины несколько напомнили манеру немецкого акварелиста Эмиля Нольде, знаменитого своими выразительными цветовыми решениями.
На выставке...

На выставке...



«Но, в принципе, работы Жени – абсолютно самостоятельное художественное явление, не похожее ни на кого другого, только на себя», – настаивает Наталья Косяченко.

Евгения Голант окончила Высшее художественно-промышленное училище имени Мухиной. Продолжила художественное образование в Австрии, Египте, Кении, Великобритании и Германии. Ее работы есть в коллекциях музеев многих стран мира, в том числе – в Русской галерее Портленда (США). В прошлом году художница приняла участие в международном фестивале «Арт Проспект», где были выставлены ее портреты дворников, приехавших на заработки из Киргизии и Таджикистана.

Выставка «Мигранты» в Еврейском общинном центре Санкт-Петербурга продлится до 10 марта.
  • 16x9 Image

    Анна Плотникова

    Корреспондент «Голоса Америки» с августа 2001 года. Основные темы репортажей: политика, экономика, культура.

Показать комментарии

XS
SM
MD
LG