Линки доступности

Вячеслав Фетисов: «только вместе с Америкой мы сможем сделать этот мир лучше»

В нью-йоркском музее Метрополитен состоялась торжественная церемония открытия ежегодного фестиваля «Русское наследие». В этом году базирующийся в Нью-Йорке Русско-американский фонд (РАФ), который возглавляет Марина Ковалева, проводит фестиваль уже в 11-й раз.

По словам вице-президента РАФ Рины Киршнер, в понятие «русское наследие» организаторы фестиваля вкладывают различные аспекты культуры, бизнеса и спорта, которыми обогатили американское общество иммигранты из бывшего Советского Союза.

Как и в прежние годы, в церемонии принял участие мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг, чьи родители приехали в Соединенные Штаты из Литвы и Белоруссии. Обращаясь к представителям русскоязычной общины города и дипломатам, присутствовавшим на мероприятии, мэр Блумберг отметил, что с каждым годом программа фестиваля «Русское наследие» становится все обширнее и, «что особенно радует, многие фестивальные программы абсолютно бесплатны».

«Русскоязычная община города таит в себе множество культурных сокровищ, – заметил он. – Фестиваль предоставляет всем ньюйоркцам возможность поближе познакомиться со своими русскими соседями».

«Успехи русскоязычных иммигрантов также напоминают нам о важной роли иммигрантов в Америке и, в частности, в Нью-Йорке, – отметил Блумберг. – Иммигранты играют критически важную роль в достижениях нашего города. Наши двери должны быть открыты для врачей, ученых, художников и инженеров со всего мира, без которых был бы невозможен прогресс нашей страны. Именно поэтому я выступаю за иммиграционную реформу, которая позволит большему числу иммигрантов осуществить свою американскую мечту».

По традиции на торжественном приеме состоялось чествование лауреатов, внесших заметный вклад в культурное сближение и диалог между США и Россией.

Среди них – Постоянный представитель Израиля при ООН Рон Прозор, сыгравший ключевую роль в установлении дипломатических отношений между еврейским государством и странами, находившимися до 1989 года за «железным занавесом»; бродвейские продюсеры, лауреаты шести премий «Тони» Барри и Фрэн Уэйслер, которые планируют в следующем сезоне поставить новую версию легендарного мюзикла «Чикаго» в Москве (до этого исполнительница главной роли Лариса Долина сыграет в этом же спектакле на Бродвее); бывший вице-президент аукционного дома «Сотбис», возглавлявшая отдел русского искусства, Соня Беккерман; художник, скульптур и ювелир из Бурятии Даши Намдаков, чья выставка пройдет в Нью-Йорке в рамках фестиваля; и легендарный хоккеист, член Совета Федерации РФ Вячеслав Фетисов, в 1990-х годах выступавший в клубах НХЛ.

По словам олимпийского чемпиона, чемпиона СССР и обладателя кубка Стэнли, он полюбил Нью-Йорк, оказавшись здесь еще совсем молодым человеком. «Здесь живут люди со всего мира, разных национальностей, разных вероисповеданий, разных цветов кожи – и у всех у них одна цель: сделать эту страну лучше, – сказал Фетисов. – Это хороший пример для всего мира. Я очень горжусь тем, что имел возможность быть частью этого».

«Я хочу, что бы все понимали, что только вместе с Америкой мы сможем сделать этот мир лучше», – заявил Фетисов.

В интервью Русской службе «Голоса Америки» российский сенатор подтвердил, что искренне верит в это, не взирая на антиамериканские настроения, которые распространены сегодня в Москве. «Они есть на самом деле, но в нашей истории было много всяких моментов, – сказал Фетисов. – Я считаю, что именно через взаимодействие наших двух великих стран мы сможем реализовать наше желание поменять мир к лучшему».

Советские олимпийцы в Лэйк-Плэсиде жили в тюрьме

Фетисов отметил, что углублению взаимопонимания между народами двух стран способствует и программа обмена молодежными спортивными делегациями, которую он инициировал в 2009 году вместе с американским конгрессменом Биллом Делахантом. «Я тогда сказал, что если наши дети будут дружить, то взрослым ничего не останется, кроме как следовать их примеру», – напомнил спортсмен и политик, впервые оказавшийся в США в разгар «холодной войны».

Фетисов рассказал, что в ближайшие дни собирается повести свою дочь, которая, по его словам, «родилась в Нью-Йорке, но у нее русская душа», в Лэйк-Плэсид, где во время Олимпиады в 1980 году советская хоккейная команда, капитаном которой он был, сенсационно проиграла сборной США. «Эта идея у меня появилась в связи с тем, что сейчас делается кино, перебрасывается мост из Лэйк-Плэсида в Сочи, – рассказал спортсмен. – Мы хотим показать тех ребят, которые приехали в советской форме играть сюда и тех ребят, которые играли в американской форме и произвели тогда сенсацию, вошедшую в анналы спорта... Я хочу показать то, о чем сегодня мало кто знает: тогда в олимпийской деревне не было таких дворцов, которых ныне требуют стандарты Международного олимпийского комитета. В Лэйк-Плэсиде мы жили в тюремных камерах. Был общий туалет, двухъярусная кровать, без окон, железный пол, колючая проволока, вышки с автоматчиками и собаки, которые лаяли всю ночь».

Реагируя на недоуменный взгляд корреспондента, Фетисов пояснил, что советских хоккеистов разместили в здании будущей тюрьмы и заверил, что «ничего не придумывает». «Я вам не сказки рассказываю, – продолжил он. – Просто мне хочется показать своему ребенку и всему миру, что произошло. Насколько я знаю, американская команда тогда жила в гостинице. Это для правды истории... Я хочу, что бы моя дочь увидела на самом деле, куда попал ее отец, мечтая быть в олимпийской сборной и участвовать в самом престижном соревновании, – какая там была атмосфера».

Фетисов выразил уверенность, что на предстоящей Олимпиаде в Сочи будут созданы комфортные условия для всех спортсменов.

Обмен подарками

Во время торжественной церемонии в музее Метрополитен представитель Службы пожарной охраны Нью-Йорка Майкл Россидис вручил Фетисову шлем пожарного, что, по словам россиянина, стало для него полной неожиданностью. «Это был сюрприз, – сказал он корреспонденту «Голоса Америки». – Я даже не знал об этом. Так сложилось, что нью-йоркским пожарным нравится хоккей – мы с ними играли пару месяцев назад».

Хоккейные матчи между легендарными российскими хоккеистами, пожарными России и пожарными Нью-Йорка и Бостона – «Битвы на льду» – стали уже традицией фестиваля «Русское наследие». По словам организаторов, это дань благодарности тем, кто пожертвовал собой, спасая людей в Нью-Йорке после теракта 11 сентября 2001 года. Такие дружеские «битвы» уже проходили в Нью-Йорке и в Москве. Очередные матчи с участием Вячеслава Фетисова, Павла Буре, Валерия Каменского, Алексея Касатонова, Сергея Макарова и других ветеранов российского хоккея, команды российских пожарных и пожарных Нью-Йорка и Бостона состоятся в конце июня в Бруклине.

Не остался без подарка на этот раз и мэр Майкл Блумберг. Ему – тоже, судя по всему, неожиданно – преподнесли рожок музыканты Российского рогового оркестра из Санкт-Петербурга. Этот уникальный коллектив, участвующий в фестивале, впервые выступает в Соединенных Штатах.

Кровавая русская забава

Как рассказал «Голосу Америки» основатель и руководитель оркестра Сергей Поляничко, он вместе с молодыми петербургскими музыкантами взял на себя труд по возрождению утраченной традиции исполнения исконно русской роговой музыки 18-19 веков. «Этот жанр появился в Петербурге в 18 веке весьма случайно, – рассказал он. – Семен Кириллович Нарышкин создал оркестр роговой музыки специально для забавы императрицы Елизаветы и представил его ей на охоте. Елизавете так понравилась эта музыка, что она приказала создать несколько оркестров. Конечно, эту моду подхватила знать, и такие оркестры появились в Москве и в Петербурге. Такая барская забава просуществовала 120 лет. Она была достаточно кровавая: дело в том, что в этом оркестре каждый музыкант играет только одну ноту и только при полном взаимодействии всех этих нот получается музыка, единое художественное целое. Если вдруг кто-то пропустил свою ноту, неслаженно сыграл, допустил даже маленькую ошибку, сразу разрушается музыкальная ткань. Мы в 21 веке, имея профессиональное образование и будучи достаточно компетентными музыкантами, эти проблемы решаем. Но крепостных крестьян в 18 веке за ошибки били – причем, до тех пор, пока те не начинали играть правильно. Некоторые не выживали. Более того, медь, из которой были сделаны инструменты тогда, разъедала организм».

Поляничко заверил, что сегодня уникальные инструменты изготовляются из безопасного для здоровья музыкантов сплава. «Но тогда крепостные музыканты не имели даже имен, – продолжил он. – Есть в полицейских сводках того времени, например, данные о том, что задержали двух рожечников из оркестров. Один представился, как «Ми-бемоль Нарышкина», а другой, как «Фа-диес Потемкина». Вот такое было странное искусство».

В конце 19 века в связи с отменой крепостного права, а также в связи с распространением в России оркестров симфонической музыки, этот жанр исчез. «Его не было почти 150 лет и в Большой советской энциклопедии говорилось, что жанр утерян безвозвратно, – говорит Поляничко. – Мы поспорили с этим утверждением и на данный момент продолжаем спорить с этой строчкой из энциклопедии ежедневно».

Говоря о подарке мэру Блумбергу, Поляничко отметил, что «вибрация этих инструментов имеет очень положительное лечебное влияние на организм человека». «Мы изучали этот звук в НИИ, и у нас есть все доказательства», – заверил музыкант.

Фестиваль «Русское наследие» продлится до конца июня. В предстоящие дни ньюйоркцы смогут познакомиться не только с уникальным жанром роговой музыки, но и побывать на выступлениях Оренбургского детского хора «Новые имена» и других театральных, музыкальных и танцевальных коллективов.

Показать комментарии

XS
SM
MD
LG