Линки доступности

Бюджетное послание президента Медведева

  • Василий Львов

Вчера президент России Дмитрий Медведев представил Правительству Бюджетное послание на 2011–2013 годы.

В послании главы государства определены основные задачи бюджетной политики на ближайшие три года. Среди них – сокращение инфляции вдвое по сравнению с 2009 г., а именно до 6 % (по словам помощника президента Аркадия Дворковича) и в последующие годы до 3–4 %. Затем – сокращение бюджетного дефицита, о чем российский лидер говорил также с коллегами из стран «двадцатки» и «восьмерки» на прошедшем в минувшие выходные в Торонто саммите.

Дмитрий Медведев говорил и об исполнении социальных обязательств государства по отношению к пенсионерам, инвалидам, многодетным семьям, ветеранам, к тем, «кто защищает нашу безопасность», а также по отношению к людям, «которые в силу известных экономических причин оказались в трудной жизненной ситуации».
Однако президент, отмечают эксперты, не обозначил, как будет решаться все более актуальная с каждым годом проблема роста нетрудоспособного населения.

Медведев также заявил: «Нужно начинать работу по постепенному сворачиванию вынужденных антикризисных мер. Государственная поддержка на прежних льготных условиях не может предоставляться длительное время. С 2012 года значительная часть федерального бюджета должна быть представлена в виде комплекса долгосрочных государственных программ».
В целях экономии бюджетных средств Медведев предложил сократить на 20 % количество госслужащих. «Часть экономии бюджетных средств должна пойти на стимулирование тех, кто достигает в работе наилучших результатов», – сказал президент.

«Я полагаю, что было бы полезно сократить госаппарат, – сказал в интервью «Голосу Америки» директор Института политических исследований Сергей Марков. – Но главное – не столько само по себе сокращение, сколько повышение его эффективности. Повышение эффективности необходимо провести через снижение коррупции и, в том числе, повышение зарплат для части госаппарата, особенно – принимающего политические решения. Важно не столько само по себе сокращение, сколько то, чтобы эти бюрократы работали на благо общества, а не во вред ему».

Директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев считает, что к проблеме разросшегося госаппарата Медведев подходит не с той стороны: «Для того чтобы эта политика работала на модернизацию, нужно в первую очередь обращать внимание на эффективность использования государственных средств. Сейчас она очень низкая». Эксперт обратил внимание на то, что, по расчетам, при сокращении более 120 тысяч чиновников возможна экономия более сорока миллиардов рублей в год. Однако «...эти же люди, эти чиновники, осуществляют финансирование так называемых федеральных целевых программ – 53 программы, зачастую, совершенно странного свойства, на которые уходит ежегодно 700 миллиардов рублей» – говорит аналитик.

«Федеральные целевые программы являются исключительно важным и правильным инструментом, который должен обязательно быть развит, – возражает на это Сергей Марков. – В то же время, как я сказал, чиновникам нужно повышать зарплаты с уменьшением их, чиновников, численности. Это совершенно естественная стратегия».

Значительная часть послания президента посвящена модернизации российской экономики, развитию сектора, связанного с новейшими технологиями.
Медведев вновь говорил и о Сколково, и о специальном экономическом режиме, который должен будет действовать в потенциальной Кремниевой долине России. В послании подчеркивается, что «...следует предусмотреть для участников проекта следующие льготы: обязательные страховые взносы должны уплачиваться участниками проекта по ставке 14 %, налог на прибыль, налог на имущество организаций и земельный налог – по ставке 0 %». Льготы будут действовать на протяжении десяти лет. Впрочем, льготы перестают действовать при при определенном росте прибылей: если на следующий год после того, как сколковский предприниматель заработал миллиард рублей, он заработает еще 300 миллионов.

Модернизацию президент противопоставил существующей сегодня в России сырьевой экономике: «Есть опасность, что ставшее привычным уже – непродолжительное, может быть, пока – улучшение ситуации в период высоких цен на нефть приведёт, как это случалось в прошлом, к неоправданному успокоению и не позволит использовать шанс на обновление для модернизации нашей экономики. Этого нельзя допустить, и бюджетная политика как составная часть экономической политики должна быть нацелена на проведение всесторонней модернизации экономики».

«Любой инвестор обязательно ставит вопрос не о климате, а вполне конкретно: какая будет финансовая отдача, – говорит ведущий научный сотрудник Института проблем международной безопасности РАН Алексей Фененко. – Будет ли для иностранного бизнеса финансовая отдача в России при наличии своей Силиконовой долины, своих производств в Америке? Я не уверен».

Кроме того, добавил Фененко, участие стран Запада в строительстве технопарков в России означает создание «крупного военного конкурента». Это не то же самое, что создание их в Японии, «в стране, которая принципиально не имеет права вести военную деятельность».

Фененко остановился на Японии и сравнил ее модернизацию с ожидаемой российской: «В 60–е годы в Японию активно устремлялся американский капитал. Но к концу 80–х годов, когда Япония предприняла ряд протекционистских мер, когда проявилась негибкость рынка рабочей силы Японии и, главное, отсутствие теоретических научных школ, американцы начали выводить деньги из высокотехнологичных отраслей Японии. Что во многом явилось толчком к масштабному японскому кризису 90–го года».

Аналитик считает, что Медведев в политике модернизации ориентируется прежде всего на Францию. «Опыт Франции – создание с помощью государства крупных аэрокосмических отраслей, самолетостроения и скоростных железных дорог. Это и была суть экономической политики Шарля де Голля 60–х годов, – говорит Фененко. – Во Франции это привело к очень серьезному кризису в 70–е годы. , когда была провозглашена политика жесткой экономии, и, в общем–то, Франция свернула свои крупные инновационные проекты».

Александр Гребенюк, научный сотрудник Института социально–политических исследований РАН, сказал в интервью Русской службе «Голоса Америки», что «Сколково – это большой эксперимент, не только по инновациям, но и по управлению». Однако, отметил он, «государство не потянет несколько Сколково, и бюджет наш не потянет такие льготные ставки для всей страны». Поэтому, считает эксперт, Сколково «будет просто точечно копироваться: 4–5 лет – и что–то подобное появится в Сибири, это было бы логично».

Вместе с тем, заключил Гребенюк, потребуется «борьба с коррупцией, уменьшение административной нагрузки на бизнесменов, на разработчиков – это нужно делать по всей стране, а налоговые льготы, наверное, сейчас рано вводить».



XS
SM
MD
LG