Линки доступности

Вспоминая о «едином ударе»: борьба союзников с гитлеризмом в плакатах и фотоснимках


О военном братстве советских, американских и британских солдат напоминают выставки в Санкт-Петербурге

В петербургском Музее политической истории России открылись три выставки, приуроченные к 70-й годовщине окончания Второй мировой войны в Европе, или, как говорят в России, победы в Великой отечественной войне.

«Сегодня трактовка событий военных лет может быть иной»

Первая экспозиция носит название «Плакат войны – плакат победы» и включает более тридцати экспонатов, большинство из которых выставляется впервые. Куратор выставки Алексей Бойко отмечает, что в течение войны тематика плакатов менялась. Для работ первых военных месяцев характерна подчеркнутая патетика; поэтому образы воинов Красной армии подавались схематично, крупным планом, рядом с лозунгами мобилизационного характера: «Наше дело правое, победа будет за нами!».

Позднее у героев плакатов начинают появляться индивидуальные черты, пафос уступает место бытовым подробностям, характеризующим середину и конец войны – переход Красной армией западной границы СССР, бои в Берлине, надписи на стенах рейхстага, праздничный салют над кремлевскими звездами.

Одно из центральных мест занимает плакат В. Пинчука «Единым ударом», где руки советского, американского и английского солдата сливаются в единый кулак, которым участники коалиции громят карикатурного Гитлера. «Несмотря на грядущую конфликтность, тема совместной борьбы с нацизмом была довольно распространена в советском плакате. А эта работа весьма актуальна и сейчас, хотя трактовка может быть уже несколько иной, чем это подразумевалось 70 лет назад»,– подчеркивает куратор выставки.

Тематически с этой выставкой перекликается другая – открытая в канун 9 мая: «Вспоминая войну». Здесь собраны профессиональные и любительские снимки 1941 – 1945 годов из фондов Музей политической истории России. По замыслу устроителей, подборка чередует как известные, так и не выставлявшиеся ранее фотоработы. Здесь есть фотографии, где солдаты вермахта вырывают из земли пограничный столб с гербом СССР, а рядом – группа альпинистов, сбросившая немецкие штандарты и водрузившая советский флаг над Эльбрусом. Есть портреты священников РПЦ, награжденных медалью «За оборону Москвы» и снимок на память, запечатлевший советских и американских танкистов на берегу Эльбы.

Что ждало «солдат свободы» в стране, где свободы не было?

Тема союзников присутствует и на самой масштабной выставке, приуроченной к 70-й годовщине победы в Великой отечественной войне, – «Освобождение Европы». Куратор этой выставки – заведующий научно-выставочным комплексом музея Александр Смирнов – сказал в разговоре с корреспондентом «Голоса Америки», что тема, которой посвящена выставка, является сегодня настолько дискуссионной, что авторам экспозиции хотелось доступными средствами осветить ее как можно более полно. «Главным спорным вопросом является: освобождала ли Красная Армия Европу в действительности, и от чего освобождала? У нас есть ответ на этот вопрос: освобождала от “фабрик смерти”, от Холокоста, от истребления славянских народов, от того “нового порядка”, который гитлеровцы установили в порабощенной Европе», – убежден Александр Смирнов.

Выставка расположилась в двух залах музея. В первом собраны документальные фотографии и экспонаты, иллюстрирующие нацистский новый порядок в завоеванных странах: концлагеря, казни военнопленных и мирных жителей оккупированных городов, борьба подпольщиков, организация отрядов Сопротивления в Польше, Франции, Чехословакии, партизанское движение в Беларуси, Украине и России.

Второй зал экспозиции посвящен событиям 1944–1945 годов – боям Красной Армии с вермахтом в странах Центральной и Восточной Европы.
Куратор выставки считает особенно важной ее финальную часть, носящую название «Домой!». «Как сложилась судьба тех людей, кто освобождал Европу? Что ждало их в несвободной стране?– так сформулировал тему этой части экспозиции Александр Смирнов. «Мы», – продолжал он, – показываем, что Сталин, безусловно, испытывал страх перед миллионами людей, которые прошли пол-Европы, которые увидели иной – так называемый “буржуазный” мир. Это были люди, которые на войне перестали бояться, которые научились действовать самостоятельно, вдохнули глоток свободы. Что их ожидало на родине?».

Судьба этих людей сложилась по-разному, что и иллюстрируют экспонаты выставки. Здесь, в частности, соседствуют кители двух маршалов: Александра Новикова и Александра Василевского. Послевоенная жизнь Василевского была вполне благополучной, а вот Новиков был в 1946 году арестован по так называемому «авиационному делу» и провел шесть лет в заключении.

На соседнем стенде– дневник офицера Красной Армии, попавшего в плен, а рядом – постановление ГКО (Государственного комитета обороны), свидетельствующий о том, какова была судьба тех, что оказался в плену. «Кто-то проходил фильтрацию и после этого оставался в Красной армии, то есть на свободе, – продолжает Александр Смирнов, – а десятки тысяч отправлялись в сталинские лагеря. Почему наши предшественники, которым я очень благодарен, зачастую выставляли не все экспонаты и писали не все биографии своих героев? Потому что те, кто проходил плен, нацистские лагеря, не всегда оказывались на свободе у себя на родине. И эта тема – где проходит грань между свободой и несвободой – проходит у нас во многих разделах».

«Самое интересное – бытовые детали»

Следующий раздел выставки посвящен помощи со стороны США и Великобритании: поставкам в СССР вооружений, военной техники и стратегических материалов, в том числе– в рамках арктических конвоев. В частности, здесь есть винтовка «Маузер», подаренная главнокомандующим союзными армиями в Европе генералом Эйзенхауэром маршалу Советского Союза Георгию Жукову и напоминающая о боевом содружестве американских и советских воинов.

Около витрины с этой винтовкой корреспондент «Голоса Америки» побеседовала с помощником консула Генерального консульства США в Санкт-Петербурге Майклом Бернсом. «Конечно, очень любопытно видеть историческую фотографию, где изображены участники Большой тройки – Рузвельт, Черчилль и Сталин, – сказал дипломат. – Но для меня гораздо больший интерес представляют представленные здесь экспонаты – винтовка, коробка из-под патронов к ней, и, особенно – соседствующий с нимиметаллический футляр для сухого пайка с американским флагом и статуей Свободы. Это – настоящие раритеты, такого нигде больше не увидишь».

Майкл Бернс обратил внимание на фотографию 1944 года, где у истребителя Bell P-39 Airacobra снялись на память американский летчик и двое советских. «Ведь когда мы вспоминаем о союзнических отношениях Великобритании, США и СССР во время Второй мировой войны, конечно, на ум приходят военные самолеты и летчики. Ведь именно эту сферу сотрудничества можно считать наибольшим вкладом Соединенных Штатов в победу в войне. Интересно, что об этом свидетельствуют такие бытовые детали, как шлем пилота и коробочка из-под пайка»,– сказал сотрудник генерального консульства США в Санкт-Петербурге.

Выставки в Музее политической истории России продолжатся до конца мая.

  • 16x9 Image

    Анна Плотникова

    Корреспондент «Голоса Америки» с августа 2001 года. Основные темы репортажей: политика, экономика, культура.

Показать комментарии

XS
SM
MD
LG